Новости – Общество
Общество
«В макулатуру больше не попадут»
Фото: Ольга Абрамова/"Русская планета"
Как благодаря РП школьные сочинения, написанные в прошлом веке, обрели вторую жизнь
16 июня, 2015 18:01
16 мин
Необычный путь — от мусорной корзины до музея — проделали школьные сочинения, написанные в 1985 году. Почти 30 лет они ждали того дня, когда вернутся в родную школу, поколесив перед этим по всему микрорайону. А в год 70–летия Великой Победы, пожелтевшие от времени, они, наконец, закончили свой путь. Началась эта история в обычный день в конце 80-х, когда нижегородский краевед Сергей Авилов отправился в пункт сдачи макулатуры.
Рукописи не горят
В ту пору художественная литература выходила огромными тиражами. И все же на всех желающих книг не хватало: тогда было очень престижно иметь у себя дома небольшую библиотеку. К этому стремился каждый читающий россиянин. Но вот незадача: на прилавках книжных магазинов в основном лежали издания партийной направленности, различные политические и идеологические труды — про идейную борьбу классов, идеи строительства социализма и тому подобное. Народу же хотелось художественной литературы — произведений русских и зарубежных классиков, приключений, детективов, фантастики.
Такие книги можно было достать по блату или купить втридорога из-под полы у спекулянтов. Впрочем, был и еще один вариант — «народный»: сдать макулатуру, получить талон на получение книги и «отоварить» его в ближайшем книжном магазине. В случае чего, потом всегда можно было махнуться фолиантами с кем-нибудь из знакомых.
– Художественная литература тогда была в цене. Помню, как в начале 80-х люди начали «выскребать» с книжных прилавков все, что только можно. В книжные магазины даже ночами выстраивались очереди – как за хлебом в блокаду, — вспоминает Сергей Тимофеевич. — В городе тогда была сеть пунктов приема макулатуры под названием «Стимул». Люди на тачках возили туда старую бумагу, картон и тряпки. Сдашь 20 кило макулатуры — получи талон на покупку книги. Один из таких «Стимулов» — на улице Донецкой, 9 — находился неподалеку от моего дома.
Однако в тот день Сергею Авилову так и не удалось получить заветный талон. Когда он с тяжелой ношей пришел в пункт приема макулатуры, на глаза ему попалась стопка тетрадей и альбомов с рукописными текстами и картинками — вырезками из газет и журналов, цветных открыток. Бегло пробежав верхнюю страничку, Сергей Тимофеевич понял, что перед ним — школьное сочинение про Великую Отечественную войну. Привлекла внимание краеведа и дата работы: 1985-й, год 40–летия Победы. Сергей Авилов уговорил приемщика обменять стопку своей макулатуры на эти сданные кем-то в «утиль» школьные рукописи.
Фото: Ольга Абрамова/"Русская планета"
Ценная макулатура
До сих пор в книжных шкафах у большинства нижегородцев старшего поколения можно увидеть корешки знакомых «макулатурных» книг — произведений Дюма, Стивенсона, По, Дрюона, Мериме, Драйзера, Кристи и Сименона. По талонам продавались и книги Ремарка, Бальзака, Пушкина, Лермонтова, Мандельштама, Есенина, Шевченко, Ахматовой, Гоголя…
Вообще сбор макулатуры за книжные талоны начался в 1974 году. Как писали тогда, 60 кг макулатуры спасали от порубки одно дерево, которое растет 70–80 лет. Вот, к примеру, призыв на последней странице книги Артура Конан-Дойла «Записки о Шерлоке Холмсе», изданной в 1984 году, тоже, кстати сказать, «макулатурной». «Применение макулатуры для производства бумаги дает возможность экономить остродефицитное сырье, значительно уменьшить расходы по производству бумаги. Использование только одной тонны макулатуры позволяет получить 0,7 тонны бумаги и картона, заменить 0,85 тонны целлюлозы или 4,4 куб. м древесины. Кроме того, при этом сберегаются леса нашей Родины, чистота ее рек, озер, воздушного пространства. Сбор и сдача макулатуры — важное государственное дело».
– «Макулатурные» книги в магазинах продавались. Не очень дорого, но в обмен на талоны, — вспоминает нижегородец Евгений Суворов, в ту пору работник издательства. — А вот на черном рынке цена одной книги доходила до 30 советских рублей. Тогда это были большие деньги. Для сравнения, билет в купе на поезд из Нижнего Новгорода до Москвы в то время стоил 9 руб. 70 коп, билет на самолет до Ленинграда — около 20 рублей. У кого была возможность, везли книги из союзных республик — Узбекистана, Казахстана, Киргизии. Там они были в свободной продаже, не то, что у нас.
Большинство же шли в пункт приема вторсырья и, сдав макулатуру, становились владельцами долгожданного абонемента на конкретную книгу. Она была заранее определена и указана на самом талоне. А потом оставалось лишь «отоварить» его в книжном магазине.
К «важному государственному делу» по сбору вторсырья приобщали и пионеров. В школах даже ставились обязательные нормы на сдачу макулатуры. Нередко ребята даже ходили по домам. Иногда случались курьезы: не успевали жильцы дома отдать ненужную макулатуру одним школьникам, как в дверь начинала звонить следующая волна…
Листая пожелтевшие страницы
Сергей Авилов забрал сочинения домой. В стопке оказались не только творческие работы школьников, но и методические учительские материалы. Были среди них безымянные рукописи, те же, что были подписаны по всей форме, с указанием ФИО ученика, класса и так далее, свидетельствовали о том, что написаны были учениками школы № 35. Располагается это учебное заведение на улице Фруктовой, неподалеку от того самого «Стимула». Может, бумаги в макулатуру сдали сами учителя?
Среди работ встречаются и целые тематические подборки — про День космонавтики, Ленинский комсомол, Героев Великой Отечественной, выдающихся ученых, военачальников и писателей. Обнаружились также папки методических материалов «Мир и счастье детям всей Земли», «Советский союз в борьбе за мир», «Советская армия — оплот мира на Земле». Есть и изготовленные вручную мини-стенды — об Италии, Албании, Чехословацкой социалистической республике, Венгерской народной республике и республике Индонезия. Отдельная экспозиция посвящена Кубе и Фиделю Кастро.
Фото: Ольга Абрамова/"Русская планета"
Среди самих школьных сочинений, как выяснилось, — работы учащихся 4,8 и 10-х классов. Практически каждая из них начинается с высказываний Ленина или Брежнева — в духе того времени, цитат из Островского, стихов Джалиля, Рождественского, Смолякова, Долматовского или Маяковского. Львиная доля работ касается Великой Отечественной войны и ее героев, в том числе и нижегородцев — Николая Чильченкова, Георгия Маслякова и Юрия Смирнова.
Некоторые работы — общие и вычурные, вероятно, списанные с умных книг. Вот, к примеру, фразы из сочинения четвероклассника: «Мы держим равнение на героев войны, используем их жизненный опыт и нравственный пример для формирования у молодого поколения высоких патриотических качеств, непоколебимой верности ленинской партии». И еще, у него же: «Каждый советский человек понимает, что только ударный, творческий труд позволит повысить экономическое и оборонное могущество страны Советов, всесторонне и полнее удовлетворять возрастающие духовные и материальные потребности народа, еще более упрочить международные позиции социализма. Для этого необходимо сосредоточить внимание на тех резервах, которые помогут наверстать упущенное и успешно завершить планы года и всей одиннадцатой пятилетки». Согласитесь, такие пафосные слова о воспитании «молодого поколения» и «международных позициях социализма» весьма странно звучат из уст 11-летнего мальчугана.
Есть сочинения живые и эмоциональные, местами также забавные. Вот, к примеру, восьмиклассница пишет об Алексее Маресьеве: «Подвиг летчика при всей его исключительности типичен для советского человека, для своего героического времени. Он щедро расквитался за свои утраченные в бою ноги с противником» (Мы сохранили орфографию и пунктуацию авторов сочинений — Примеч. авт.).
Вообще сочинения о войне можно разделить на три части, в соответствии с заявленными авторами темами: «Мой любимый герой ВОВ», «В жизни всегда есть место подвигам» и «Моя семья вспоминает войну». Последняя группа наиболее ценна и интересна. Такое из учебников вряд ли спишешь! Кстати, она же оказалась самой малочисленной.
«Война застала моих родителей трехлетними детьми, — пишет восьмиклассница Власова. Ни имени ее, ни инициалов, к сожалению, не указано. — Шаховы (семья моей мамы) жили в деревне Ставрово Владимирской области. Это недалеко от Москвы. Мама помнит, как осенью 1941 и зимой 1942 годов в их доме жили солдаты. Небольшая деревенька в 24 дома насчитывала более ста солдат. Как появились у них в доме солдаты, сразу стало тепло, уютно, весело, а главное — еда появилась. Солдаты приносили перловую кашу. Они ходили в лес и стреляли птиц и зайцев. Отец моей мамы страдал почками, мать болела туберкулезом. Отец не мог ни дров нарубить, ни сделать что-либо по хозяйству. Солдаты принесли в дом много валежника и отремонтировали дом».
И еще. «Мама помнит, как дети помогали убирать зерновые культуры. Они шли по уже скошенному полю, по стерне, собирали колоски. Обуви было мало, ее берегли. На ноги наматывали тряпки, одевали лапти, но ноги все равно ранились в кровь. По одному полю ходили несколько раз, чтобы собрать все до зернышка.
Удивительно то, что во время войны берегли лес. Вокруг деревни Ставрово до сих пор стоят богатые леса и красивые рощицы. Мама помнит тот факт, что во время войны не было срублено ни единого здорового дерева, хотя топить было нечем. Использовали валежник, который носили из-за речки Клязьма. Там старый дремучий лес, а ближайший, сравнительно молодой лес не трогали. Берегли природные богатства».
А это пишет десятиклассник А.Селин: «Моего деда по отцовской линии, Петра Александровича, война застала в престарелом возрасте. Но для победы своего народа он вносил личный вклад на трудовом фронте. Дед был участником австро-венгерской войны, несколько раз бежал из австрийского плена. В гражданскую войну он воевал в дивизии имени Василия Ивановича Чапаева. Повторил его судьбу старший сын, Александр Петрович. Он воевал на передовой в огнеметной роте. После боя тяжело раненный попал в плен, но ему удалось бежать из запаленного фашистами сарая. После госпиталя он служил в роте разведчиков, проявил себя как находчивый боец. Имеет много правительственных наград. Мой дядя Лаврентий Петрович пошел на войну в восемнадцать лет. Воевал в танковых войсках, горел в танке, был госпитализирован. В тяжелом бою был тяжело ранен в предплечье, осколком снаряда вырвало мускул руки».
Чем не участники «Бессметртного полка»?
30 лет спустя
Но как такие ценные работы оказались, по сути, на помойке? Вместе с краеведом Сергеем Авиловым, бережно хранившим школьные рукописи почти 30 лет, корреспондент РП отправилась в ту самую школу.
– Эти сочинения в макулатуру попали не из школы. Их туда могли отнести только родственники ныне покойной Розы Федоровны Кипуровой. Это наша учительница истории, она умерла несколько лет назад, — поделились умозаключениями педагоги школы № 35. — Она любила хранить все это дома. Поэтому среди сочинений есть и методические материалы. Учитель такое бы не выкинул. Вероятно, в один прекрасный день домочадцы Розы Федоровны устроили генеральную уборку.
– В сентябре, когда у школьников закончатся каникулы, мы попытаются разыскать авторов этих сочинений или их родственников, — заверили учителя. — Вполне вероятно, что среди них окажутся родители наших сегодняшних учеников. Будем восстанавливать по школьным архивам их полные имена, постараемся связаться с ними. А из самих работ, скорее всего, организуем выставку. И уж в макулатуру они точно больше не попадут!
– Школа № 35 у нас по сути — районообразующая. После ее появления в 1979 году микрорайон в районе улицы Усилова быстро начал строиться. Я был свидетелем тех событий, — отмечает Сергей Авилов. — Кстати, у этой школы нет ни мемориальной доски, ни памятника погибшим воинам. Так что ее ученики своими сочинениями как бы стараются компенсировать отсутствие у школы военного прошлого.
И не только ими. В школе № 35 ко Дню Победы каждый год проводятся праздничные парады и торжественная линейка с участием ветеранов.
– Ученики сами создали и ведут картотеку ветеранов микрорайона, участников войны и тружеников тыла. За каждым классом закреплены поименно «подшефные» ветераны, которым ребята оказывают посильную помощь — ходят за продуктами, покупают лекарства. А еще школьники записали воспоминания ветеранов и даже отсняли специальный учебный фильм, — рассказала РП Анна Безман, учитель истории этой школы.
А в этом году работы учащихся 35-й школы про родственников-фронтовиков выставлялись на главной улице Нижнего Новгорода — Большой Покровской. А еще в школе очень гордятся своим музеем, который, увы, в день нашего визита в 35-ю оказался закрытым. Зато коридоры школы украшает множество стенгазет, в том числе и посвященных 70-летию Победы.
Фото: Ольга Абрамова/"Русская планета"
Как и прежде проводятся тематические классные часы, посвященные памятным событиям и юбилейным датам. Каждый классный руководитель, как и в старые добрые времена, разрабатывает методички. А ученики пишут школьные сочинения.
– Сочинение по русскому языку сейчас обязательное. Там дается проблемный публицистический текст, и ученик по определенной схеме должен написать сочинение. Он определяет проблему, мнение автора по этому поводу, высказывает свое мнение и приводит литературные аргументы, — отмечает Наталья Двуреченская, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы. — Несколько лет назад сочинений писалось гораздо меньше. Отрадно, что они опять вернулись в школы.
– В современной школе сочинение — элемент сложной системы развития письменной речи учащихся. С 5 по 11 класс ребята пишут творческие и исследовательские работы по разным предметам, в том числе по русскому языку и литературе, — рассказала РП Людмила Шамрей, заведующая кафедрой словесности и культурологии «Нижегородского института развития образования», доктор педагогических наук. — Жанры письменных работ разнообразны — очерки, интервью, эссе, проблемные рассуждения и др. Сочинения-миниатюры выполняются учащимися в ходе анализа изучаемого текста и как контрольная, зачетная работа по итогам изучения произведения или периода истории литературы. В программах 80-90 гг. 20-го века сочинение было одним из основных показателей литературного (филологического) развития школьников и формой итоговой государственной аттестации выпускников.
– Сейчас сочинение как особая итоговая форма аттестации учащихся в школу возвращено, оценивается как зачет и является допуском к ЕГЭ, — продолжает Людмила Васильевна. — Отмечу, что общественное мнение о снижении знаний учащихся о Великой Отечественной войне справедливо лишь отчасти. В программах по литературе их действительно недостаточно, но на уроках внеклассного чтения привлекаются и другие произведения. Так, с февраля по март 2015 года во всех школах области прошли уроки, посвященные как юбилейным датам (к примеру, столетие Константина Симонова), так и произведениям о войне, созданным в конце прошлого и начале нынешнего века. Основное отличие от 80-х заключается в свободе выбора для изучения того или иного текста как учащимися, так и учителями.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости