Новости – Общество
Общество
«Третий нижегородский фотограф»
Фото: из фонда РМФ
В Нижнем Новгороде презентовали первую книгу, посвященную жизни и работе Василия Зевеке
9 февраля, 2016 17:32
9 мин
Василий Зевеке был не только одним из немногих фотографов, снимавших Нижний Новгород, но и человеком, чья любовь к фотографии оказалась изысканно вплетена в интереснейшие события XX века. О Зевеке известно совсем немного, а потому полноценная книга «Славная фамилия Зевеке» представляет особый исторический интерес.
Родителями Василия Альфонсовича Зевеке были известные пароходовладельцы, поселившиеся в Нижнем Новгороде в 60-х годах XIX века. Заниматься фотографией Зевеке начал во время учебы в Нижегородской мужской гимназии — тогда он снимал Нижний Новгород, после — Москву, где также учился и работал, и другие города, в которых бывал с командировками. Позднее, оставаясь фотографом-любителем, Зевеке стал членом Нижегородского фотографического общества.
В 1914 году Зевеке как один из лучших отечественных специалистов командирован в Германию с целью закупки четырех речных буксирных пароходов и двух мореходных лихтеров для Томского округа путей сообщения. Судам предстояло самостоятельно пройти морским путем через Северный Ледовитый океан и Карское море к устьям рек Оби и Енисея.
В январе 1917 года Зевеке снова отправляется в командировку, в Америку, чтобы изучить портовые механизмы и закупить два многоковшовых экскаватора для выравнивания насыпи под строительство железных дорог — в то время подобное строительство было очень важным для России. В декабре того же года Зевеке возвращается в Россию, но результат его командировки оказывается невостребованным — он возвращается в совершенно другую страну. Один из экскаваторов собрали в пустыне Средней Азии, а второй так и остался в несобранном виде.
После возвращения в страну Зевеке устраивается работать инженером на нижегородский завод «Красное Сормово», а в 1938 году выпускает книгу «Испытания речных паровых судов». В июле 1941 года завод переходит на выпуск военной продукции, и Зевеке увольняют как неблагонадежного.
Фото: из фонда РМФ
Альбомы с фотографиями долгие годы хранились в семье Зевеке. Ближе к концу сороковых годов держать такие альбомы в доме стало опасным делом — фотографии с видами капиталистических стран могли послужить обвинением в антисоветской агитации, и альбомы были сожжены. Но сыну фотографа, Александру Васильевичу Зевеке, удалось сохранить стеклянные пластины-негативы.
Я разговариваю с соавторами книги «Славная фамилия Зевеке», Ольгой Наумовой, главным редактором издательства «Кварц», и Верой Тарасовой, директором Русского музея фотографии:
– Иногда о Зевеке говорят как о «третьем фотографе» Нижнего Новгорода, наряду с Максимом Дмитриевым и Андреем Карелиным. Вы считаете уместно такое сравнение?
Вера Тарасова: Как-то на выставке один из посетителей сказал: «Я знаю, почему только Карелин и Дмитриев известны — их просто «раскрутили», «распиарили». В Нижнем Новгороде были и другие фотографы!». Так вот это не совсем верно. Они действительно звезды первой величины. Карелин сделал очень много открытий мирового масштаба — в области техники фотографии, в области съемки. Он был непревзойденным мастером света и тени, его признавали современники, им восхищалась Европа. А у Дмитриева были целые циклы репортажных фото, например, «Неурожайный год в Нижегородской губернии». Я не знаю ни питерского, ни московского фотографа, который делал бы подобные репортажные циклы, посвященные именно городу.
Фотографы в городе были, но в большинстве своем они работали как салонные мастера, зарабатывали деньги. Они были известны в городе, у них были свои клиенты, но за пределами области об этих мастерах никто не знал. Особняком стоит Василий Зевеке — он не был салонным фотографом, он был любителем, увлекался фотографией и делал снимки для души, во время работы и путешествий.
Сказать «третий» он среди прочих или нет — сложно, так как, например, наравне с ним работал и Дмитрий Николаевич Смирнов — бытописатель, краевед, и тоже фотолюбитель. Его снимки города также важны. Просто Смирнов более известен, поскольку был краеведом и сам много писал. Здесь очень сложно сравнивать.
Фото: из фонда РМФ
– Но в то же время в Интернете практически нет информации о Зевеке, да и вообще информации о нижегородских фотографах совсем немного. Почему так происходит?
Ольга Наумова: По разным причинам. Архив Зевеке, к примеру, долгое время был закрыт. Наша книга — это, безусловно, первое большое обращение к наследию замечательного фотографа. А что касается информаций о нижегородских фотографах в целом, то у нас в городе просто-напросто мало, или даже вовсе нет исследователей их творчества. Практически ничего не говорят, к примеру, об Иване Ивановиче Иванове. А ведь его фотоальбомы о жизни дореволюционных учебных заведений Нижнего Новгорода — это маленькие шедевры. Они еще ждут своих исследователей и публикаторов.
Пробелы в истории нашей фотографии очень печальны, ведь нижегородская фотографическая школа всегда была одной из самых сильных в стране. И, к тому же, я считаю, что вклад хорошего фотографа равносилен вкладу хорошего писателя. Ведь фотографию можно и нужно читать, как текст, она может поведать своему «читателю» много интересного.
– Как вы справились с пробелами в истории нижегородской фотографии при составлении книги?
О.Н.: Нам очень повезло — я лично дружила с семьей Зевеке в течение многих лет. Постепенно раскрывались тайны. Наше издательство давно уже готовило отдельные публикации, но только сейчас вышла книга — всему свой черед.
В.Т.: Очень большую помощь оказал сын Василия Альфонсовича — он передал в музей все негативы, сделал подписи к ним, без которых невозможно было бы разобраться в таком количестве снимков. Более того, к путешествию 1914 года он приложил дневник воспоминаний Василия Зевеке о его поездке в Германию.
– Значит ли это, что непосредственно при работе над книгой новых открытий в биографии фотографа вы для себя не сделали?
В.Т.: Вся информация, действительно, была известна давно. Но, когда я в очередной раз перечитывала дневник Зевеке о его первой командировке, то в который раз удивлялась, как причудливо оказалась вплетена жизнь нашего земляка в события того времени. На следующий день после того, как в 1914 году экспедиция Зевеке отплыла из устья Эльбы, стало известно о начале Первой мировой войны. То есть если бы экипаж еще ненадолго задержался в Германии, то вернуться домой стало бы проблемой. А позже у мыса Челюскина они увидели корабль, затертый во льду — он принадлежал норвежскому исследователю и мореплавателю, нанятому нашим правительством для того, чтобы найти экспедицию Георгия Яковлевича Седова. И неподготовленное судно Зевеке вытянуло норвежский корабль со льда. А ведь мыс Челюскина находится не у какого-то торгового пути, по которому то и дело снуют суда. Все произошедшее — удивительное совпадение.
– А любимую фотографию можете назвать?
О.Н.: Полюбившихся фото много. Очень трогает снимок бывшего дома Зевеке 1936-37 годов, сделанный из окна вновь построенного дома на углу улиц Минина и Провиантской. Фотография сделана тайно, из глубины чужой квартиры, в ней видна вся драма человека, потерявшего свой дом в революцию. В то время делать подобный снимок было опасно. Чтобы понять, откуда он был сделан, мне пришлось идти к этим домам, вымерять примерное расстояние — все сошлось.
Фото: из фонда РМФ
– Чем на ваш взгляд все-таки наиболее интересен Зевеке — вкладом в профессию, мастерством фотографа или чем-либо еще?
В.Т.: Василий Зевеке был интересным человеком, активным, неравнодушным, добрым. Это отразилось в его снимках. Его второе путешествие — в Америку — связано не столько с закупкой экскаваторов, ведь помимо прочего он привез из командировки два чемодана чертежей, фотографий и рисунков землечерпалок и разных грузо-погрузочных устройств. Судя по всему, его личной целью было не столько купить две землечерпалки, сколько разобраться в их устройстве. Он фотографировал, потому что это помогало ему в работе, фотография сопровождала его в течение всей жизни. Его снимки открывают новые стороны жизни не только нашего города, но и других.
– Вы получили ожидаемую отдачу от выпуска книги о нижегородском фотографе? Существует ли сейчас интерес к местным авторам?
В.Т.: Когда мы только-только начинали раскручивать музей и проводить первые выставки, интерес в первую очередь был прикован к столичным и зарубежным авторам. Это было вполне естественно, ведь наш город долго был закрытым, и когда стена упала, всем было любопытно посмотреть, что происходит за его пределами. Сегодня, если проходит выставка среднего уровня, то ее не пойдут смотреть, вне зависимости от того, какой это автор — из Европы или нет. Зато пользуются популярностью наши фондовые выставки. За последнее время интерес к нижегородской фотографии вырос, это точно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости