Новости – Общество
Общество
Трамвай–обещание
Так выглядел фуникулер в начале ХХ века / Фото: М.П. Дмитриев
Уникальный нижегородский фуникулер, ходивший сто двадцать лет назад под кремлем, снова обещают возродить
26 июня, 2015 14:25
8 мин
Уже в следующем году исполнится 120 лет, как впервые в России, в Нижнем Новгороде был открыт фуникулер. Сейчас от него остались лишь фрагмент тоннеля и память о проекте, когда-то поражавшем приезжих гостей. К каждой крупной для города дате власти обещают возродить уникальный горный трамвайчик, но люди и по сей день продолжают штурмовать крутой склон пешком (нынешнее обещание возродить фуникулер к 800-летию города — уже шестое.— Примеч. ред.).
Связь швейцарского с нижегородским
– Нижний Новгород стоит на горах, и проблема подъемов и спусков здесь стоит крайне остро, — говорит «Русской планете» краевед и директор туристического агентства Александра Шарова, — как и сто лет назад, люди, гуляющие по центру вынуждены карабкаться в гору пешком и не всем это под силу. Проекты постройки чего-то подобного витали в воздухе давно, но были мало осуществимыми. В итоге наиболее удачный проект предложил московский промышленник Рафаэль фон Гартман, он построил два «элеватора», как их тогда называли, на Похвалинском съезде и под кремлем. Первый, по сути, был настоящим транспортом, ведь трамваи тогда не могли подняться на гору, не хватало мощности, а второй стал скорее модным аттракционом, не зря ведь его одно время включали только во время работы ярмарки.
Фото Максима Дмитриева, на котором видны оба вагончика фуникулера / архивное
Фуникулер — это одно из множества детищ XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, для которой в Нижнем были возведены многие здания и даже разбит целый «город в городе», заполненный павильонами и впоследствии ставший одним из городских парков, ныне Парк 1 мая. Фуникулер же должен был показать, по замыслу тогдашнего градоначальника Дениса Дельвига, связь российской провинции с Европой. Ведь подобные дороги тогда были только в Швейцарских Альпах. Но наша, конечно, должна быль длиннее — 133 м, да еще и с уходом под землю. Правда, тоннель был длиной всего 30 метров, зато проходил под стеной кремля. Кстати, тяга к «самому-самому» у нижегородцев сильна до сих пор, например, канатная дорога на город Бор считается в народе самой длинной в Европе, правда, не всегда уточняется, что только среди используемых в качестве общественного транспорта.
Недолгие чудеса техники
Трамвайчик решено было сделать не электрическим, а ходящим по принципу перегрузки верхнего вагона, в специальные цистерны которого наливалась вода. Верхний вагон, будучи тяжелее, ехал вниз, таща на жесткой сцепке нижний наверх. После чего воду сливали в специальный бассейн и наполняли другой вагон. Всего же поездка на этом чуде техники занимала всего полторы минуты и стоила от трех копеек, как участок проезда на трамвае. После 1906 года цены стали расти.
Всего же кремлевский фуникулер проработал с перерывами 31 год, окончательно закрывшись в 1927, на два года раньше, чем похвалинский. Он прекратил свое существование из-за финансовых убытков. Знаменитая Нижегородская Ярмарка закрылась, и люди перестали ездить на фуникулере от нее на гору. Да и был он, по большому счету, скорее аттракционом, чем общественным транспортом. Сейчас многие нижегородцы вспоминают рассказы своих прабабушек, как те по большим праздникам, одев самые лучшие наряды, позволяли себе прокатиться на «элеваторе».
Иногда на вагончик жаловались. Однажды московские туристы написали обращение к нижегородскому генерал-губернатору с требованием освободить от рекламных плакатов стекла фуникулера — те не давали любоваться видами, закрывая обзор, настолько плотно были наклеены на всю поверхность окон.
После закрытия в туннеле фуникулера был оборудован склад пороха Союза охотников, а во время великой Отечественной войны располагался бункер связи.
Фото неизвестного автора (архивное)
Попытки возрождения
Начиная с 1957 года стали говорить о возрождении нижегородского фуникулера под кремлем, ведь остался тоннель, и проложить коммуникации обновленного трамвайчика уже на электрическом токе не казалось сложной задачей. Как раз намечался Всемирный фестиваль молодежи и студентов, но в закрытый промышленный центр, город Горький, путь иностранцам оказался заказан. К 750-летию города в 1971 году также планировалось возродить трамвайчик, но проект так и остался нереализованным.
В 1996 году, ровно через сто лет после строительства первого фуникулера, снова заговорили о том, чтобы вернуть его городу. Тогдашний мэр города Иван Скляров предложил соединить Канавинский мост с гостиницей «Нижегородская», по сути, возродив Похвалиснкий фуникулер, логично рассудив, что добираться до «Нижегородской» неудобно, а подъемник мог бы стать красивым элементом вида на гору, заодно приведя склон в порядок — выглядел он тогда не лучшим образом. Но у города как раз сменилось руководство, Скляров стал губернатором, заменив на этом посту ушедшего в Москву Бориса Немцова, мэром был избран Юрий Лебедев, и проект заглох не начавшись.
В следующий раз власти вспомнили о горном трамвайчике в 2006 году, когда мэр Вадим Булавинов предложил губернатору Валерию Шанцеву сложиться «пятьдесят на пятьдесят» городским и областным бюджетами и все-таки возродить фуникулер под кремлем. При этом Булавинов заявил, что не уверен в надежности старых стен кремля, и большая часть денег должна пойти именно на их укрепление. Также предложили вложиться собственнику той же гостиницы «Нижегородская» Юрию Лебедеву, но он оказался.
Очередная попытка возрождения фуникулера была предпринята в 2011 году и, по сути, продолжается до сих пор, затухая и возникая снова. 2012 год стал знаковым для города, к юбилею Нижегородского ополчения готовили множество культурных объектов, так или иначе связанных с ним и просто исторически ценных. Именно к дню Народного единства была закончена реставрация улицы Рождественской и реализован проект «Рождественская сторона». Самой смелой идеей тогда стало как раз возвращение фуникулера, были разработаны проекты станций — реконструированной нижней и верхней подземной, не нарушающей облик кремля.
В 20-е годы ХХ века Похвалинский фуникулер еще работал / Фото неизвестного автора
– Фуникулер органично впишется в готовящийся проект реконструкции улицы Рождественская и будет способствовать развитию туристического потенциала исторической части Нижнего Новгорода. Рельсовое сообщение на канатной тяге может стать настоящей «изюминкой» туристических маршрутов по старому Нижнему. Кроме того, эта трасса фактически связала бы Рождественскую и Нижневолжскую набережную с площадью Минина и Большой Покровской, — заявил в сентябре 2011 года глава администрации города Олег Кондрашов.
Проектировались и вагоны, и пути, но опять все заглохло. Остался долг перед подрядчиком, занимавшимся проектом возрождения фуникулера — 7,9 млн рублей. Всего же проект обошелся в 16 миллионов. Об этом заявил заместитель главы администрации города Сергей Миронов весной этого года, когда в очередной раз поднялся вопрос о возвращении фуникулера городу.
Но, как выяснила РП, на нынешний момент никаких сведений о работах, ведущихся с фуникулером, нет, как нет и денег, выделенных на него. Как пояснил корреспонденту РП руководитель «Рождественской стороны» Александр Сериков, на нынешний момент готова проектная документация, но о сроках строительства и дате начала работ пока ничего неизвестно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости