Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Свечки и печки

Фото: Андрей Копий
«Русская планета» пообщалась с православным катехизатором
Сергей Жульев
5 мая, 2014 10:58
12 мин
Понятия об институте катехизации, несмотря на постепенное развитие этой стороны духовной жизни, все еще остаются довольно размытыми. Курсы «мирских проповедников» или, как их часто называют, «педагогов веры», функционируют в городе уже несколько лет, однако деятельность их выпускников вызывает вопросы уже на уровне определений. Чтобы разобраться в работе современного православного просветителя и услышать «светско-духовное» мнение о процессе формирования религиозных взглядов в среде нижегородцев, корреспондент «Русской планеты» побеседовал с одним из первых катехизаторов Нижнего Новгорода, ассистентом кафедры журналистики ННГУ Анной Ермолиной.
Работа катехизатора действительно «на первый взгляд как будто не видна». Вопреки представлениям о типичном православном проповеднике, Анна Ермолина — современная женщина, преподаватель, бывший обозреватель пресс-службы Нижегородской епархии. В течение беседы она неоднократно повторяет:
− Катехизатор не ходит по улице с крестом и не призывает низким голосом людей молиться. Не проповедует каждый день, безотлагательно и на большую аудиторию.
С Анной Ермолиной мы встречаемся на кафедре журналистики ННГУ, где у нее намечена беседа со своими студентами по вопросам дипломных и курсовых работ. Людей немного, поэтому удается попросить катехизатора-педагога рассказать о своей деятельности подробнее:
− О катехизаторе постоянно говорят «в общем», но кто это все-таки такой? Есть ли отличия от более привычного понятия «миссионер»?
− Я бы не сказала, что миссионер — это более привычное понятие. Оно западное и от этого более разрекламированное. Отличия же между ними очень серьезные. В подавляющем большинстве случаев миссионер — это священник или человек, привлеченный священником, чтобы служить делу церкви. Но катехизатор — это не священник, а просто человек самой разнообразной основной профессии, разделяющий точку зрения того вероучения, которому он принадлежит, и уже в основе его религиозной деятельности лежит духовное просвещение людей.
− Каким образом происходит это просвещение?
− Всегда по-разному. Катехизаторами становятся люди самых разных возрастов: насколько я знаю, от 17 до 87 лет, и разных профессий: юристы, врачи, педагоги, экономисты. Даже токари, пекари, дворники, охранники. На курсах катехизаторов при соборе Александра Невского, которые я заканчивала, было несколько человек вовсе без образования и, например, четверо журналистов. Так вот, журналисты занимаются подобным духовным просвещением непосредственно через СМИ или работу в пресс-службах. Перед началом курсов я несколько месяцев отработала в просветительском центре «Глагол» — это управление СМИ Нижегородской епархии (сейчас уже митрополии), тогда у нас было довольно много новичков и чтобы «погрузиться в тему», мы отправились на эти курсы. В случае, когда профессия далека от общения с большими группами людей, процесс просвещения происходит несколько иначе. Как? Точно я сказать не могу, здесь у каждого индивидуальный подход, все зависит от круга общения катехизатора. В данном случае у журналистов охват очень широкий, и здесь вопрос стоит даже не в духовном просвещении аудитории, а в более профессиональном подходе к работе с представителями основных конфессий. Что касается рабочих специальностей, то там человек может вести просветительскую деятельность среди коллег или друзей. Точной инструкции, «что, как и среди кого делать», у катехизаторов нет. Благо, вера у всех нас одна и понимание этой веры примерно одинаковое.
− То есть в повседневное общение на работе и с друзьями человек вносит определенный просветительский акцент?
− За два года курсов катехизации я поняла, что подходы могут быть диаметральными. По большому счету все отдается на откуп человеку, который этим занимается. Журналисты в любом случае иногда пишут материалы религиозной направленности. Врачи (а катехизаторами бывают и кандидаты медицинских наук) ведут просветительскую деятельность среди другого медицинского персонала или больных. Преподаватели, как я, помогают студентам разбираться в вопросах богословия, организуют экскурсии. У нас нет западного подхода тех самых миссионеров — продвигать «в лоб», человек просто немного перестраивает свою жизнь и свою манеру общения в параллель с теми знаниями, которые были получены на курсах. Это очень тонкая работа. Что касается меня, то я никогда не разговариваю с человеком на тему религии, если он сам не проявляет к этому интерес. Можем поговорить о колготках, можем поговорить о бижутерии — о чем угодно. Никогда не спекулирую катехизаторством, а желание быть услышанной у меня и так реализовано в педагогической деятельности.
− Что представляют собой курсы катехизаторов?
− Курсы при соборе Александра Невского — это два года учебы по выходным, причем довольно долго: как правило, с 10 до 17–18 часов. В целом, все как в университете: пары, лекции, экзамены. Много внимания уделяется истории религии, вопросам богословия и так далее. Несмотря на два высших образования, там я действительно узнала много нового и интересного, даже в том, что касается общей истории России. К тому же курсы бесплатные, нас бесплатно кормили, да и атмосфера обучения была замечательная.
− Чем, с точки зрения катехизаторства, вы занимаетесь в рамках вашей профессии?
− Сейчас я не могу сказать, что моя журналистская деятельность как-то связана с православным катехизисом, так как я работаю в издательстве «ОБЛСОВПРОФа». Зато в педагогике это проявляется ярко, потому что на кафедре журналистики в ННГУ я читаю свой авторский спецкурс — «Пиар в сфере этно-конфессиональных отношений». Там я рассматриваю не только православие, а вообще все религии, распространенные в Нижегородской области. Это спецкурс по выбору, но без ложной скромности скажу, что у меня много студентов, некоторые просто приходят послушать, не для «галочки» в зачетке. Предмет в целом светский, но я стараюсь «поставить им голову» с точки зрения основ веры просто как гуманитарного знания. Дело в том, что хорошим журналистам это все необходимо знать, и неважно, к какой конфессии они относятся и верят ли в Бога вообще. Например, в центре «Глагол» работают люди разных вероисповеданий, но при этом они пишут потрясающие материалы о православии, знают его основы, замечательно общаются между собой. Это профессионалы, профессионализму я и учу своих студентов. Конечно, мы много говорим о толерантности и веротерпимости, потому что если взять ту же самую пресс-службу областного духовного управления мусульман — кто там работает, кроме самих мусульман: русский, еврей, украинец-католик. Люди выдают качественные информационные продукты, несмотря на подобное религиозное многообразие. Слово журналиста — это весомая доля в катехизаторстве, ведь читают материалы тысячи, а иногда и миллионы людей.
− Может, тогда есть смысл говорить о многоконфессиональном катехизаторстве?
− Я думаю, что это вопрос будущего. Ведь многим пока тяжело разобраться в основах и одной религии, у студентов в голове «ералаш», но и преподавательский катехизис не исключительно христианский. Естественно, студенты заведомо не все православные: есть мусульмане, есть неверующие, есть крещенные, которые категорически не хотят посещать храм, есть иудеи. Я даю базовые знания по всем конфессиям и стараюсь организовать экскурсии в православный храм, в мечеть, в синагогу. В кабинете мы сидим редко.
− Студентам это интересно? Ведь молодежь сейчас в основном далека от религии и у многих к ней возникает чувство отрицания и неприязни.
− Многие изначально встречают подобный процесс обучения обескураженно, но никакого навязывания нет — это необходимая процедура для того, чтобы получение знаний проходило эффективно. Я не воспитываю в них верующих людей, я предлагаю им «радугу» — целый спектр подходов к вопросам религии. В то же время постоянный разговор о воспитании духовности и азах православной веры, который муссируется в СМИ, оказывает на молодежь и негативное воздействие. Сейчас, грубо говоря, открыто все, но такой напор отвращает 17–18-летних студентов, работает в минус. Несмотря на интереснейшие проекты патриотического и духовного воспитания, необходимый посыл молодежью улавливается редко. Знаете, в школьные годы я очень любила песни Владимира Высоцкого, играла на гитаре и в конце девятого класса написала сочинение о Высоцком как о поэте. За него мне поставили «кол» с формулировкой, что это даже не поэт, а человек с сомнительной биографией, и творчество его сомнительно, но мое сочинение выкрали из учительской и читали всей школой. Вы можете представить, что сейчас томик Высоцкого выкрадут откуда-то? Зачем?! В интернете можно найти все что угодно. В советские годы его концерты запрещали, но народ буквально ломился — крушил двери и окна; тогда кто-то из умных КГБ-шников сказал очень важную фразу: «Разрешите, всех пустите, откройте двери и окна, пусть все слушают, и тогда через несколько лет они ни одной его книги не откроют!». То же самое сейчас происходит и с Катехизисом, и с основами веры. В 90-е годы все было в новинку, это было необычно. А когда дорога к Христу открыта, половина не хочет к нему идти, им это не интересно.
− Можно что-то изменить?
− Я никого никогда не агитирую, процесс прихода к вере очень интимный. Влезать туда я как педагог, прежде всего, не имею права. Можно только показать, познакомить. Когда мы в рамках занятия идем в храм, сразу на непонятливые взгляды отвечаю: «Я не собираюсь вас крестить». Если человек не хочет, то это последнее дело — что-то там в нем менять. Я уверена, что насильно в рай привести нельзя, но есть определенный элемент катехизаторства в том, чтобы просто заинтересовать студента и привести его на экскурсию. Порой в глазах тех, кто кричал: «Ноги моей не будет в православном храме», после посещения я вижу толику заинтересованности.
Под конец беседы, отойдя от вопросов катехизиса, удается узнать мнение Анны Ермолиной о процессе недавней реорганизации Нижегородской епархии, превращения ее в митрополию, и о проекте строительства православных церквей в шаговой доступности для жителей каждого района города. Помимо этого, задаю катехизатору и очень личный вопрос:
− А вы сами воцерковленный человек?
− По классическому пониманию нет. Часто у меня не получается раз в неделю посещать храм, а исповедоваться всуе не хочется. Я больше внимания уделяю качеству, чем «букве закона». Бог смотрит на наше сердце, а не на календарные даты. Отбывать повинность в храме не нужно, лучше сделать другое дело — то, что, например, ждут от вас близкие люди. Но если брать более современное понятие воцерковленности, то может быть. Я вообще не задумываюсь над этим, просто живу. Живу верой, и вера мне очень помогает, а обряд ради обряда — это не ко мне.
Что касается инициатив руководств города и области о существенном увеличении православных приходов, то, по словам Анны Ермолиной, мнение на этот счет складывается двоякое:
− С одной стороны, каждый молящийся имеет право на церковь рядом со своим домом, но с другой стороны — где взять столько верующих, чтобы все храмы были заполнены, чтобы у батюшек были сборы, хватало денег на свечки и печки? Ведь каждый храм должен содержать сам себя, а у нас народ идет туда только на Пасху и на Рождество, в остальное время — пусто. Давайте будем честны с собой.
По мнению православного катехизатора, храм с воскресной школой и детской площадкой — это все-таки намного лучше, чем помойка или пустырь. А вот создание митрополии на духовной жизни нижегородцев никак не отразилось, по факту это просто структурное изменение, касающееся только жизни духовенства.
− Вообще дробление целой области и объединение частей в митрополию говорит прежде всего о том, что к региону есть интерес, а значит, будем развиваться, — подытожила Анна Ермолина. — Владыку Георгия очень хвалят за строительство храмов, за качество службы, за охват территории, за работу в отдаленных районах. Но простым батюшкам тяжело. В этом отношении, на мой взгляд, создание митрополии — минус. У каждого священника по шесть храмов на огромном расстоянии друг от друга, а времени на людей не остается совсем.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ