Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Шипы, шипы, шипы — а потом розочка

Фото: Полина Троянова
«Русская планета» выясняла, почему современному обществу просто необходимы клоуны и как «снять маску и быть настоящим»
Полина Троянова
17 июня, 2014 16:45
11 мин
«Корабли, рыбы и птицы» — спектакль, который недавно, 18 мая, увидели многие нижегородцы на водной сцене под Чкаловской лестницей. Главный персонаж спектакля — клоун Авабука, городской чудак или городской домовой, как он себя сам называет. Его можно встретить на улицах Нижнего гуляющим под своим ярким зонтиком, украшенным оригами, или едущим в трамвае с двумя огромными чемоданами вприхватку. Он заигрывает с прохожими и дарит им хорошее настроение. «Русская планета» провела целый день с клоуном-мимом и узнала, зачем нужно быть смешным в мире, где почти все стремятся выглядеть успешными и респектабельными, но никак не чудаками. И смеются ли современные дети над шутками клоунов?
Мы договорились встретиться с Павлом Алехиным (он же Авабука. — Примеч. авт.) утром в центре современного искусства «Арсенал». Там Павел часто разминается, когда нет выступлений. Милая девушка в «Арсенале» проводила меня до кинозала, где репетирует Авабука. Я услышала трогательную, даже драматическую музыку и увидела Павла, который самозабвенно танцевал один в большом зале. Даже трудно было предположить, какую сценку может репетировать веселый клоун под такую пронзительную музыку. Но Павел разъяснил, что происходит:
− Я ничего не репетирую, а импровизирую под музыку современного композитора Владимира Мартынова. Так я пытаюсь избавиться от шаблонности мышления, найти какие-то новые движения, работаю над пластикой. Когда я бываю на различных фестивалях, то вижу, как многие клоуны, мимы повторяют друг друга, двигаются шаблонно. Мне хочется уйти от этого.
− Это такая театральная методика?
− Можно и так сказать, но я ее сам придумал.
Какого-то специального образования в области клоунады у Павла Алехина нет, все его успехи в этом виде искусства связаны, скорее, с его собственными усилиями.
− Однажды я наткнулся на статью великого клоуна Вячеслава Полунина, он рассказывал о чудесном искусстве пантомимы. И это слово золотыми буквами встало передо мной. Я подумал, как же это здорово: не используя слов, выражать различные эмоции, действия, — рассказывает Алехин. — Я стал заниматься в студии пластики и пантомимы «Малиновая гряда», но всегда понимал, что клоунада — это вершина актерского мастерства, которую нужно достичь. У нас в Нижнем Новгороде учителей по клоунаде нет, поэтому я стал выходить на улицы города и выступать перед публикой, пробовать свои силы. Я вставал около каких-то объектов, прогуливался, пытался почувствовать улицу, людей. И потом постепенно осознавал, как можно с этой улицей взаимодействовать. Над кем-то я зонтик проносил, кому-то доставал из кармана оригами и дарил, заходил в трамвай, а за проезд платил цветным конфетти. Словом, находил какие-то вещи, которые могли развеселить людей.
− Искусство клоунады — это искусство рассмешить людей?
− Клоунада — это, прежде всего, состояние ребенка, его способность удивляться окружающему миру, смотреть на все широкими глазами. Клоун как дитя — всем увлечен, не пытается кому-то понравиться, а смешон потому, что искренен и непосредственен в своих действиях. Как сказал испанский клоун Джанго Эдвардс, мы все рождаемся клоунами, а потом это состояние утрачивается. Сначала мы были открыты всему миру, были естественны, а потом нас научили вести себя прилично, брать пример с кого-то, быть как все. Очарование и сила клоуна в том, что он может взять человека за руку и привести за собой в мир детства, позволит человеку снять маску и почувствовать себя настоящим. Сегодня способность людей посмеяться над собой все больше утрачивается. Клоун же позволяет себе такую роскошь и именно этим располагает к себе.
Но почему тогда многие недолюбливают клоунов?
− Всегда видно, когда человек действительно существует как персонаж, а когда он только изображает, что он клоун. Зритель видит в этом неправду и такому клоуну не доверяет. Поэтому можно услышать разное: «я с детства клоунов не люблю» или «меня клоуны пугают». Настоящий клоун никогда не испугает, никогда не оставит человека равнодушным. Клоунада — это высший пилотаж актерского искусства, когда актер приближается к состоянию ребенка или животного. Например, Луи де Фюнес — он как птичка. То, что было присуще его природе, он довел до совершенства, до гротеска. Клоуну важно найти органичную для себя маску, в которой он мог бы легко существовать и общаться с публикой. У каждого она своя. У Чарли Чаплина она искрящая. У Бастера Китона — более сдержанная, когда он с холодным лицом попадает в нелепые ситуации. У Олега Попова — солнечная. У Юрия Никулина — маска простака из народа.
− Все имена, которые вы назвали, из прошлого. Почему сегодня нет таких звезд из мира клоунады?
− Мало сильных учителей, у которых можно было бы учиться. Нет уже таких мастеров, как Карандаш, Леонид Енгибаров. Самый сильный учитель сегодня — Слава Полунин, и у него учатся очень хорошие и талантливые ребята. Из-за того, что мир стал таким открытым, доступным, профессия клоуна стала интернациональной. Как только появляется талантливый клоун, его приглашают работать за рубеж, так как профессия эта сегодня очень востребована. Поэтому мы не слышим их имен, но они есть. В СССР клоуны не могли никуда уехать и работали в наших цирках, были у всех на виду. Еще клоуны стали не такими заметными, потому что много разных шоу и в театре и по телевидению. В цирк не стали ходить так часто, и так праздник целый день.
Настоящее искусство клоунады, считает Авабука, это постоянная пахота и труд, а далеко не сплошное веселье:
− Нужно много вкладывать в свой образ, в свою профессию. Нужно постоянно напитывать его культурой мышления, находить какие-то ходы из кино, театра, танца. Наблюдать за людьми из разных профессий, как они ходят, двигаются, как они существуют в обыденной жизни, в какие нелепые ситуации попадают. Олег Попов говорит, что клоунада — это такое состояние, когда шипы, шипы, шипы, а потом — раз! — и розочка. Потом опять шипы, шипы, шипы и розочка. Постоянно натыкаешься на какие-то препятствия, на трудности, но должен в себе поддерживать внутренний огонек, потому что легко в нашей жизни встретить жестокость, неприятие, насмешки, легко замкнуться и отказаться от этой работы.
Клоун — востребованная современная профессия. Но Алехин не стремится скорее покинуть город ради столичных или заграничных театров или цирков. Он ощущает, что его работа важна именно в Нижнем Новгороде.
− Мне кажется, это важно, чтобы в городе существовал такой персонаж, как Авабука, дарил людям радость бытия, являлся бы такими домовым, хранителем сказок, атмосферы города. Сегодня для меня это ценно, — признается Алехин.
На вечер у Павла Алехина запланировано выступление для выпускников детского сада. И он, прихватив с собой два чемодана реквизита, отправляется в Московских район. Выступления на детских праздниках — основная работа Авабуки. Я отправляюсь вместе с ним.
− Вы много работаете с детьми. Какие они — современные дети? Смеются ли они сегодня над шутками клоуна?
− Дети — всегда хорошие. Трудности с ними возникают из-за нас, взрослых. Если ребенок растет в гармонии с миром, он готов воспринимать этот мир непосредственно и искренне. Трудности возникают, когда родителям не до ребенка или когда ребенок мало бывает на природе, мало подпитывается какими-то важными вещами. Проблема, когда маленькому человеку больше интересна компьютерная игрушка, чем игры во дворе, когда он предпочитает смотреть телевизор, чем рисовать или читать книжки. Тут все зависит от родителей, что они вложили в своего ребенка. Клоун хорош тем, что помогает ребенку увидеть, как прекрасен этот мир и интересен сам по себе. Как можно весело бегать по улице, танцевать, общаться друг с другом. Как из простых вещей можно сделать чудо — барабан из пластиковой бутылки или «секретик» из фольги и цветов.
Мы приехали в одно из кафе Московского района. Времени для подготовки немного, скоро придут дети. Авабука в спешке раскладывает реквизит, нужно еще переодеться и загримироваться. Наложить грим Павел не успевает. В зал входит озорной мальчишка вместе со своей мамой. «А я вас помню!» — заявляет он. Алехин тут же входит в образ и начинает шутить с мальчуганом. Пока не подоспели другие дети, наш герой прячется в туалете.
− За время моей работы готовиться к номеру приходилось в самых неожиданных местах, — признается он, — нельзя же лишить детей иллюзии и сказки.
В туалете перед зеркалом Павел перевоплощается в привычный для всех образ — Авабуку. Но Тимур — озорной мальчуган — идет напролом вместе с еще несколькими товарищами и подружками.
− Он там, он спрятался! — слышатся детские голоса.
− Вот так часто представление начинается раньше запланированного времени, — комментирует Авабука. — Клоун интересен тем, что сразу реагирует на ситуацию. Этому хорошо учит улица. Действо всегда может развернуться совершенно в другую сторону. Недавно в сценке «Наполеон», где у меня разваливается лошадка, дети просто взяли и растащили ее по углам. Я не смог продолжить выступление, потому что у меня просто не оказалось реквизита. Я понял, что «карьера Наполеона» на этом закончена, я тоскливо снял шляпу и побрел куда-то вдаль, плача. И вдруг из зала раздается детский голос: «верните ему лошадь!» Так эта история обрела совершенно другой драматический ход.
Несколько детей все-таки прорываются к Авабуке. Все хотят его рассмотреть поближе, потрогать.
− Однажды я настолько впечатлил маленького мальчика, что он крутился, крутился возле меня, а потом взял и укусил. Это, судя по всему, было высшим проявлением его любви, — вспоминает Авабука.
Наконец дети немного успокоились, родителям удалось усадить их за стол. Через несколько минут выход Авабуки.
Выступление начинается с репризы — небольшого фрагмента из спектакля «Корабли, рыбы и птицы». Авабука танцует под своим зеркальным зонтиком, играет с большим бумажным корабликом и журавлем. Дети в восхищении охают, ахают, аплодируют. Но они не спокойны: кто-то постоянно вскакивает с места, пытается схватить реквизит клоуна или самого Авабуку. Но ему удается сдерживать эмоции молодой публики:
– Кто будет тихонько сидеть на стульчике, тот обязательно поучаствует в номере.
Стало ясно, что одного актерского таланта мало, чтобы удержать внимание такого зала, нужно еще обладать огромным запасом терпения и педагогической тонкости, что, конечно, присуще Авабуке. Лично мне так и хотелось закричать: «Да сядьте вы все, наконец!»
По окончании праздника Павел Алехин не стал переодеваться, а поехал домой прямо так — в образе Авабуки, с чемоданами под мышкой и зонтиком наперевес. И все ради того, чтобы в памяти детей и взрослых сохранялась тайна сказочной души клоуна.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ