Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Перехитрившие воду

Метеор-1. Фото: rechflot-63.ru
«Русская планета» вспоминает корабли на подводных крыльях, ушедшие в историю Нижнего Новгорода
Сергей Жульев
18 сентября, 2014 18:03
10 мин
50 лет назад, в 1964 году, в Горьком на воду был спущен флагман советского флота судов на подводных крыльях — «Буревестник». Разработка потерпела фиаско: судно так и осталось единственным в своем роде. Зато его предшественники — катера «Ракета», «Метеор» и «Комета», также разработанные горьковским инженером Ростиславом Алексеевым, сотнями и в разных модификациях эксплуатировались на реках и морях СССР (затем — России) и по всему миру. Ветеран завода «Красное Сормово» Анатолий Бордюков уверен, что технологии полувековой давности опережают даже современные представления о речном транспорте, находящемся теперь в критическом упадке. Вместе с бывшим мастером сормовского завода и нижегородским историком Михаилом Коробовым «Русская планета» вспомнила первые конструкторские опыты Ростислава Алексеева и зарю эпохи судов на подводных крыльях.
Многие горьковчане (теперь уже нижегородцы) патриотично приписывали происхождение фразеологизма русской классики «встать на крыло» пятидесятым годам прошлого века и Сормовскому району, где на заводе «Красное Сормово» работал инженер–конструктор Ростислав Алексеев. В период с 1942 по 1957 год советский кораблестроитель (уроженец города Новозыбкова) воплотил в жизнь идеи, казавшиеся наиболее футуристическими в сфере транспортных разработок, создав в итоге новый класс отечественных судов — суда на подводных крыльях. Даже война этому не помешала:
– Тот факт, что Ростислав Евгеньевич не отправился на фронт, стал во многом очень знаменательным. Неизвестно, что бы было, будь он на пару лет моложе — скорее всего, призвали бы как студента. Но такой талантливый конструктор пригодился в тылу намного больше, — заявил корреспонденту «Русской планеты» автозаводский историк Михаил Коробов. — Защитив осенью 1941 года дипломную работу о проектировании маломощных судов на подводных крыльях, Алексеев по военной необходимости занялся контролем технологий при выпуске танков. Однако изобретательский потенциал реализовывал почти сразу — на первом же году работы, практически в свободное время, он «реанимировал» двигатель для торпедных катеров. Тогда руководству завода стало очевидно, что Алексеев — кораблестроитель по призванию. Вскоре ему предоставили практически полную свободу мысли и действий в проектировании судов на подводных крыльях. Советский историк Ирина Сидорова приводит слова из воспоминаний самого Алексеева о разговоре с главным конструктором завода «Красное Сормово» Владимиром Крыловым, который однажды решил расспросить молодого инженера о его дипломном проекте. «Думайте, работайте. Кончится война — опять возьмемся за корабли», — предсказал тогда Крылов. Это была только середина войны, но конструктор оказался прав.
Предрасположенность к новаторству Ростислав Алексеев проявил еще за несколько лет до войны, когда участвовал в парусных регатах. Внимание на этот вид спорта инженер обратил в юности и уже тогда демонстрировал задатки конструкторского таланта, умея, как говорят, «перехитрить воду» с сугубо технической точки зрения.
– У него даже кличка была — Адмирал. Это проявлялось в характере и действиях, — продолжает историк. — Парусный спорт — занятие командное, и, несмотря на решительность и бойкость, Алексеев очень много общался с коллегами и все идеи выносил на обсуждение с напарником по яхте. Близким по духу и идеям партнером стал для конструктора молодой Леонид Попов. Вместе с ним еще в тридцатые годы Алексеев начертил маленькое судно необычной формы, приподнятое над водой. Смелая идея была понятна даже школьникам: нужно уменьшить сопротивление, поставив корабль на какую-то «подставку», в данном случае — подводные крылья. Небольшое проектное судно будущие инженеры веревкой привязывали к собственной яхте и уже тогда отмечали новую динамику движения. Правда, большой проблемой стала устойчивость судна. Ее приходилось решать уже в военные годы, когда раненый Леонид Попов вернулся с фронта, и Алексеев взял его к себе на работу.
По словам историка Коробова и слесаря сормовского завода Анатолия Бордюкова, до самого конца войны разрабатывать новейшие технологии судостроения Алексееву приходилось в небольшом сарае на берегу Волги. Первыми слесарными работами по корпусу и подводным крыльям инженер занимался вручную вместе с юным слесарем Александром Некоркиным.
– Алексеев уделял огромное внимание слесарным работам по металлу, — утверждает Анатолий Бордюков. — Приходилось с точностью подгонять все детали, шлифовать крылья и так далее. Я начал работать слесарем на «Красном Сормове» уже позднее, с 1963 года, но даже тогда «краем глаза» замечал щепетильность Алексеева при работе с инженерами и слесарным цехом. Тем более в те годы акцент делался на экранопланы для военно-морского флота — почти новый вызов. Но даже в эти годы не все было гладко, что уж говорить о середине сороковых годов. Когда Алексеев, Некоркин, Попов и еще один инженер–энтузиаст Николай Зайцев впервые выкатили пробное судно на воду, их встретили любопытные взгляды, а затем смех — «детище» сразу опрокинулось на бок. Уже потом, спустя некоторое время, Алексеев понял, что для устойчивости необходимо заполнить крылья изнутри водой, сделав отверстия. Поговаривали, что идея не нова, будто бы такой принцип уже использовали судостроители в Европе и Америке, но советские инженеры об этом, якобы, ничего не знали. Важно лишь то, что проблема устойчивости на том этапе быстро была решена, но потом Алексеев неоднократно с ней сталкивался. Но со скоростью проблем уже не было.
Когда война закончилась, Алексеев «переехал» в цех. Нужды страны быстро сменились с танков на гражданскую технику, на корабли — в частности.
– Первые послевоенные корабли «Красного Сормова» были еще обыкновенными баржами, — утверждает Коробов. — Судно Алексеева тогда уже «вставало на крыло», но до заводского воплощения этой идеи прошло еще около десяти лет. В этот период Алексееву приходилось заниматься всем, вплоть до простых буксиров. Однако был сделан серьезный шаг вперед: пригодился опыт войны и производства танков, когда время на строительство сократилось примерно вдвое. Теперь судно, в зависимости от размера и сложности технологии, выпускалось максимум за два месяца. Раньше все собиралось в одном месте — корпус постепенно обшивался металлом. В конце сороковых годов суда начали строить по частям в разных цехах; этот, унаследованный от войны принцип, повсеместно используется и в наше время.
К началу пятидесятых у Алексеева появился целый «цех» энтузиастов — около 40 молодых инженеров–конструкторов. Вскоре разрешение на строительство небольшого гражданского катера на подводных крыльях было получено, а уже летом 1957 года на Волгу спустили первую «Ракету». В различных модификациях, но без принципиальных изменений, та «Ракета» Алексеева единично используется до сих пор, в том числе и в Европе.
– На Всемирном фестивале молодежи в Москве «Ракета» появилась триумфально, — ставит итог историк. — Тогда на «конструкцию будущего» обратили внимание все, вплоть до руководителей СССР. А спустя несколько месяцев уже второе судно Алексеева, «Метеор», добралось до столицы не за 48–50 часов, как все корабли раньше, а в четыре раза быстрее.
В том же 1957 году катер «Ракета» ушел в первый регулярный рейс до Казани, а затем начал курсировать до поселков и деревень на Волге и ее притоках, по всей Горьковской области и окрестностям.
– Для реалий тех лет это оказалось необычайно удобно. Ведь многие населенные пункты были труднодоступны «по суше». Суда, вплоть до девяностых годов, курсировали как пригородные автобусы, обходя почти все пристани, — вспоминает Анатолий Бордюков. — В выходной с Речного вокзала за час можно было добраться до поселка Память Парижской Коммуны, чтобы собрать грибы–ягоды. Многие ездили в деревню, в сад и даже включали «Ракету» или «Метеор» в маршруты «с пересадкой». Быстро и удобно можно было добраться до Чебоксар или Казани. Гости города любили просто прокатиться на таком катере с ветерком до Городца и обратно.  Со временем появились «Буревестник», гигантский «Спутник» на 300 пассажирских мест, «Вихрь», «Комета». Но они все, кроме последнего, не стали так популярны, как «Ракета» и «Метеор». Первые два остались в единственном экземпляре, «Спутник» вообще был признан провальным — из-за сильнейших вибраций механизмы быстро разрушались, а топлива требовалось на порядок больше. Проработал «Спутник» только четыре года, «Буревестник» же плавал до середины девяностых. Более успешные экземпляры позже курсировали даже по Черному и Каспийскому морям, продавались за границу.
По мнению ветерана сормовского завода, развитие речных судов «в темпах Алексеева» позволило бы сейчас пассажирским катерам развивать максимальную скорость в 150–180 километров в час и, при правильном регулировании движения, добираться до Москвы примерно за 7 часов:
– Это медленнее, чем на «Сапсане» или «Ласточке», но зато — целое приключение. Сколько интересного можно увидеть, когда плывешь по реке! Но сейчас развитие транспорта пошло в другом направлении: поезда, автомобили, самолеты. Возможно, это правильно. Однако иметь на руках технологический опыт Алексеева — ответственность для целого государства. Сейчас в этом направлении мы почти ничего не развиваем, не строим — фактически все похоронили. Когда-то казалось, что это рывок в будущее, но теперь никто не видит на Волге и Оке кораблей на подводных крыльях, которых 50 лет назад был целый флот. Вообще я уверен, что ничего подобного больше никогда не будет.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ