Новости – Общество
Общество
Пропавшая святыня
Икона Казанской Божией Матери. Фото: из архивов.
Нижегородские краеведы обнаружили след утраченного списка Казанской иконы Богородицы, принадлежавшего царю Алексею Михайловичу
29 марта, 2016 19:00
5 мин
В фонде Центрального архива Нижегородской области найдены документы, которые составляют дело № 419 «Дело по прошению крестьянки Нижегородской губернии Семеновского уезда скита Шарпанского девицы Ивановой о насильственном отнятии у нее раскольничьей иконы». Материалы касаются поездки писателя и краеведа Павла Ивановича Мельникова-Печерского в Шарпанский старообрядческий скит в 1848 году. Среди них раппорт и докладная записка, письма нижегородского военного губернатора Михаила Александровича Урусова и епископа Иакова.
Чиновник по долгу службы и художник по призванию Мельников-Печерский всю свою жизнь посвятил изучению церковного раскола, вошел в историю как один из крупнейших исследователей старообрядческого движения в нижегородском Поволжье. С Нижним Новгородом его связывает не только сам факт его рождения, но и становление как личности, писателя, этнографа, а также чиновника особых поручений. Именно здесь Павел Иванович начал свою служебную карьеру. А уже на старости лет описал свои «особые поручения» в знаменитой дилогии «В лесах» и «На горах».
До сих пор фигура Мельникова актуальна. Историки продолжают исследовать отдельные фрагменты его биографии и время от времени находят не тронутые руками исследователей документы, хранящиеся в архивах. Очередные новые материалы были обнаружены совсем недавно. Сотрудник Центра краеведческих исследований Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Татьяна Иванова рассказала корреспонденту РП, почему их значение для историков и краеведов велико:
– Они проливают свет на судьбу почитаемого списка Казанской иконы Богородицы, который принадлежал царю Алексею Михайловичу. Это была его домашняя икона. Царь Алексей, так же, как и его отец Михаил Федорович, чтил Казанскую как покровительницу рода Романовых и государственную святыню. Еще до никоновских реформ (в исторической литературе церковной реформой патриарха Никона называется серия принятых в середине XVII века мер по исправлению богослужебных книг и унификации московской богослужебной практики с греческой, которые вызвали раскол Русской православной церкви и повлекли возникновение старообрядческих течений. — Примеч. РП.) Алексей Михайлович подарил этот список Соловецкому монастырю, а оттуда соловецкий инок Арсений привез его в Нижегородский край. По преданию после разгрома обители именно образ Богородицы привел схимника в Заволжье, в Чернораменские леса, где Арсений и устроил скит.
В 1848 году Павел Иванович служил в должности старшего чиновника особых поручений при губернаторе Урусове. Ему поручили отправиться в поездки по Нижегородской губернии, в которых он осматривал раскольничьи скиты, разыскивал редкие книги и иконы, ценимые старообрядцами. Особенно много ему приходилось общаться со старообрядцами нижегородского Заволжья. Когда вышли решительные правительственные распоряжения об уничтожении скитов, чиновник Мельников исполнил роль гонителя. В 1847–1848 годах Павел Иванович провел ревизию старообрядческих скитов, после чего на имя Урусова и пришло прошение из Шарпанского скита.
Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. Фото М. П. Дмитриева, конец ХIX–начало ХХ веков
– Этот скит был построен в 1976 году недалеко от деревни Ларионово и принадлежит к числу старейших, — продолжает Татьяна Иванова. — Жительница Шарпанского скита Анна Иванова обратилась к нижегородскому губернатору с просьбой вернуть чудотворную икону Казанской Божией Матери, которую чиновник Мельников в ходе обыска ее комнаты забрал без объяснения причин. Этому делу дали ход, и впоследствии икона была отдана в Нижегородскую духовную консисторию (местный орган, ведавший до революции делами Русской православной церкви на территории епархии. — Примеч. ред.), о чем и сообщил Мельников-Печерский в своем рапорте губернатору. Далее путь следования чудотворной иконы Казанской Богородицы лежал в кафедральный собор. Об этом свидетельствует запись нижегородского епископа Иакова вице-губернатору М. М. Панову, в которой он ссылается на указ Святейшего Правительствующего Синода. Епископ предписывает ни в коем случае не возвращать икону скитнице Ивановой. А ей, в свою очередь, было строго оговорено, чтобы она не смела именовать себя скитскою жительницей. Спустя некоторое время Казанская была передана в единоверческий Керженский Благовещенский монастырь. Однако после революции икона пропала столь же бесследно, как и ее легендарный первообраз (московский список иконы Казанской Божией Матери, с которым князь Дмитрий Пожарский вел ополчение. — Примеч. ред.).
Что касается последующей истории Шарпана, то этот скит пробовал возрождать нижегородский купец и благотворитель Николай Александрович Бугров. Он с почтением относился к Шарпану и в 1911 году стал помогать скитникам. Но длилось это недолго. Спустя девять лет скит закрыли. И только в 1995 году началось его возрождение. Законодательное собрание Нижегородской области объявило Шарпан достопримечательным местом, а его территория была внесена в реестр земель историко-культурного значения. Сегодня останки древнего скита являются местом паломничества и поклонения староверов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости