Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Сейчас книги становятся “текстами”»

Фото: из архива Елены Крюковой
Писательница Елена Крюкова — о выборе, толпе и собственном пути
Сергей Жульев
17 октября, 2014 14:14
11 мин
Нижегородская писательница Елена Крюкова — автор романов «Юродивая», «Ярмарка», «Серафим». «Русская планета» поговорила с писательницей о творчестве, текущих событиях и конфликтах.
– Серьезная литература обязана быть массовой?
– Я бы известность в узких кругах соотнесла не с массовой, а с интеллектуальной литературой. Давайте говорить прямо: есть дешевый расхожий рынок, и есть произведение искусства, вещь сильная, издалека видная. Рынок был и будет всегда. Рыночная продукция вся одинакова. Детективы и любовные романы похожи друг на друга, как яйца из инкубатора. Это одна вечная Развлекательная Книжка, только под разными обложками. А кто запретит человеку развлекаться? «Хочу развлечься и повеселиться, а потом забыть!» — говорит профессор университета, глотая на пляже под палящим солнцем книжоночку Донцовой. Это не значит, что надо убить рынок! Читайте на здоровье!
Но только не ставьте Донцову рядом с Кутзее, Павичем, Фолкнером, Кизи. Это разные епархии. Им никогда не пересечься. И, между прочим, тот профессор на пляже это прекрасно знает. Просто ему хочется немножечко не думать. А просто скользить взглядом по пустым строчкам, выдуманным для забавы.
Писатель, работающий вне рынка, однако, должен помнить один негласный закон искусства. Недостаточно обладать ярким авторским стилем, безусловными художественными достоинствами. Надо, чтобы было интересно! Если неинтересно — читать не будут. Иных букеровских лауреатов рекламируют и так, и сяк, а все равно их не покупают и не читают: неинтересно!
Для меня слово «интересно» здесь — синоним слова «важно». Если ты сердцем проговорил важные вещи — их услышат. Увидят, почувствуют. Поймут или не поймут — второй вопрос. Пусть даже с ними спорят: спор почетнее, чем книга, по прочтении выкинутая в корзину для бумаг.
– Есть писатели «в стол», теперь появились писатели «в Интернет». Это явление имеет право на существование? И существует ли вообще графомания?
– Знаете, есть такая шутка: все великие писатели — графоманы. Ну да, да! Бальзак, Тургенев, Лев Толстой, Максим Горький, не говоря уже о Шекспире и Дюма — простите за хрестоматийные примеры — брали не только качеством, но и количеством. Они работали не покладая рук, потому что им безумно нравилось работать! Они видели, слышали и чувствовали свое произведение — и порой не одно, а несколько сразу; и стремились его записать, и не просто зафиксировать, а найти наиболее верный эквивалент этому Внутреннему! Говорят: Толстой написал всего три романа. А сколько он написал еще всего, помимо романов!
А Интернет? Это отнюдь не всемирная свалка, хотя бездарные и откровенно пошлые и неграмотные тексты там в изобилии. Интернет — великая возможность высказаться, показаться, показать. Все большие писатели сейчас — в Интернете. Ну и маленькие тоже. А уж крошечных там пруд пруди. И каждому нужно место под солнцем.
В Сети есть и порносайты, и Симона Вейль. И философские порталы, и дешевенькие галерейки. Кто ищет, тот всегда найдет, что хочет.
Графомания как болезнь существует, без сомнения. Я проходила на четвертом курсе Литинститута редакторскую практику в «Новом мире». Пришел человек: очки-колеса, губы прыгают, не говорит, а волком воет. Принес толстенную тетрадь. В ней была от руки написанная поэма о Горбачеве — строф на тысячу, так думаю. Я зачитывала отрывки Вадиму Степанцову, тогда тоже практиканту. Мы от смеха валились под редакторские стулья. Потом Вадим говорит: «Лен, а если издать такой толстый сборник и назвать его — «Шедевры графомании»! А? Расхватали бы!» А я сидела за столом и тюкала на старой новомирской пишмашинке вежливый отказ автору: «Просим прощения, но портфель редакции переполнен…»
И я поняла тогда: среди бедных юродивых графоманов тоже есть свои гении и свои бездарности. Тот, с пухлой тетрадкой, точно гений был.
– В ваших произведениях нередко улавливается образ «людской массы», толпы в какой-то степени. Что несет современная российская «толпа»?
– Вы знаете, есть толпа, и есть народ. Толпа рождает русский бунт, «бессмысленный и беспощадный», по Пушкину. И есть народ, который выиграл страшную войну, который терпел, великий терпельник, на хребте выволок коллективизацию и послевоенную разруху, да весь двадцатый век. Толпа задавила сама себя на Ходынке; и народ, подъяремный и жестко молчащий, строил «Беломорканал». О прежних веках промолчу: для всех правителей одна-единая человеческая жизнь всегда была лишь винтиком, лишь волоском, щепкой в толпе, а толпа была материалом, из которой владыка лепил историю. Для правителя народ почти всегда — толпа, причем часто опасная: она требует усмирения, крепкой руки, диктата.
Без ощущения движения масс, народа нет подлинности писательского пространства. Тогда, при всей техничности, произведение будет выдуманным, картонным, бумажным, из папье-маше. Горячей крови, мяса, духа, боли, жизни в нем не будет. Будет только автор, усиленно глядящийся в зеркало. «Свет мой зеркальце, скажи!..» Больше всего боюсь такого вот аккуратного и хвалебного личного «зеркальца». В произведении я — ведь это не я; я там в большей мере — некто, кто ловит вот эти самые перемещения масс, народное дыхание, то страшное, то вдохновенное; передвижения времен, народов, стран, чужой воли, чужих страстей, иных жизней. Так написана моя «Юродивая»: главное там — не житие героини, а ее способность проживать чужие жизни, быть частью народа и времени. Жить сразу во многих временах, смещая их, наблюдая будто сверху, из космоса.
– Книги нередко несут какую-то мораль и «проповедь», но должна ли литература вызывать душевную рефлексию и подталкивать к переосмыслению?
– Для кого как. Все зависит от читателя. Далеко не все книги несут в себе открытую проповедь; затрудняюсь сказать, к чему зовет «Моби Дик» Мелвилла или «Процесс» Кафки. Любое произведение искусства рождается и живет не в вакууме. Все делается людьми и для людей. Я знаю людей, которые после прочтения книги «Белый Бим, черное ухо» заводили собак и называли их Бим — даже те, кто животных не переносил, более того, их убивал. У скольких людей изменилась жизнь после прочтения «Анны Карениной» и «Воскресения»? Толстой напрямую защитил женщину: в одном случае светскую, в другом — простую, из народа. Значит, мужчины, внимательно прочитавшие эти книги, не могли не измениться в чем-то глубинном, кардинально.
Беда в том, что сейчас книги становятся «текстами». А тексты проглатываются — быстро, бегло, поверхностно. Можно ли при этом переосмыслить жизнь? Ты просто улавливаешь коллизии, следишь за судьбами героев, закрываешь последнюю страницу и говоришь: «Да, может старик, может». Или: «Чепуха какая, лучше бы время не тратил». Ты уловил лишь рябь на поверхности воды. Не нырнул. То ли испугался, то ли времени не было.
– Как вы относитесь к людям, которые направляют свои талант, творчество, авторитет в протестное русло?
– Как я могу относиться к жизни? Так я ставлю этот вопрос. Протестный человек, нонконформист, революционер — одна из традиций земной жизни. Если есть действие — будет и противодействие, все по закону физики. Законы природы часто зеркально отражаются в обществе. И если этот закон природы равен закону социума, тогда я просто принимаю его и пытаюсь понять. Понять, почему он действует; как он возник.
Почти всегда протест укладывается в формулу «борьба с властью». «Протестант» на себя часто не глядит; он смотрит на то, как плох тот, что порабощает и закрепощает его. Часто прикрывается лозунгами «все для народа». А оказавшись у власти, не знает, что ему с ней, с властью, делать.
Часто протестные движения и протестующие люди не понимают, что они сражаются с ветряными мельницами. А порой бывает и наоборот: только революционер, не обязательно с красным флагом на баррикадах, а революционер духа, культуры, может в буквальном смысле слова перевернуть эпоху, ухватившись за рычаг идеи.
Такая идея не обязательно несет благо. «Благими намерениями вымощена дорога в ад», как известно. Вспомните нашу гражданскую войну. Умирание, уход старой великой России. Исход Белой Гвардии, пути эмигрантских скорбных кораблей. Моря крови, что залили раненую страну — расстрелы по приговору ЧК, погубленные белыми села, порубленные красными семьи.
Сейчас тоже есть «протестанты», революционеры; куда они денутся из истории? Одного такого я спросила напрямую: «Если возьмете власть — что будете делать? У вас есть план, программа?» Мне в ответ полетела сентенция, по легенде принадлежащая Наполеону: «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там посмотрим».
Я тоже протестный человек, но мой первый и самый главный протест обращен к культуре — я не хочу идти ни за раззолоченной хоругвью, ни за автоматом Калашникова, ни за гламурными декольте. Я иду своим путем! В этом смысле всякий подлинный художник — революционер. Пусть его не видят сейчас, не понимают. Наступит время, когда за ним пойдут.
У меня есть два романа о революционерах — «Ярмарка» и «Пистолет». Там я, вольно или невольно, выказала свое отношение к идее протеста.
– Можно ли сказать, что конфликт между Россией и Украиной — это, прежде всего, духовный раскол?
– Все духовное щедро подкрепляется экономическим. Безбожник Маркс, однако, прав. Культура, дух целой страны питается воздухом ее расцвета или ее упадка. Когда умирает идеология — умирает чувство защиты: я иду защищать свой дом, и он свят, потому что в доме моем живет дух! Чей? Божий? А если Бога разбомбили и взорвали?
На самом деле на Украине три конфликта, не один. Конфликт развернулся, прежде всего, между Украиной и Украиной. Потом — между Украиной и нами. И уже потом — между Западом и Россией. Идет тройная война, и живые люди во всем мире платят непомерную духовную цену за беззастенчивую ложь СМИ. А те, кто бежит к нам оттуда, сотни тысяч несчастных людей, говорят прямо: «Донбасс не хочет жить под властью убийц». Обратите внимание, Донбасс не хочет! А не «Россия не хочет»! Или: «Россия хочет, чтобы Донбасс не хотел!» — и диктует Донбассу свою духовную и военную волю.
И все вспоминаю Гоголя, «Тараса Бульбу»: «Да разве найдется на земле такая сила, которая пересилила бы русскую силу!» Здесь слово «русский» — символ общей духовности, общего духа, общего народа, общего Бога. То, что нас смогли так разрубить — на чьей совести лежит? На чьей-то ведь лежит.
Плохо, конечно: это родня, и это соседи. У меня на Украине мало того, что близкие друзья — писатели, художники, у меня вся родня по отцу в Луганске, в станице Марьевке. Земля, где вырос отец, полита кровью и разрушена. Это моя родная земля. Это моя семья.
– Вы смотрите в будущее с оптимизмом?
– Как в том анекдоте: «Пессимист: – Стакан наполовину пуст! Оптимист: – Стакан наполовину полон!» Я понимаю обоих этих людей. Оптимисты, пессимисты, белые, красные, Запад, Восток. Я, как Макс Волошин когда-то в Крыму, под канонаду гражданской дикой войны, «молюсь за тех и за других». 
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ