Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Элита, увешанная орденами, исчезла с радаров, и позиция их не ясна»

Фото: Дмитрий Авдеев
Писатель Захар Прилепин — о литературе, интеллигенции, «селигерских пионерах» и о войне на Украине
Дмитрий Авдеев
27 декабря, 2014 11:30
20 мин
Захар Прилепин — писатель, общественный деятель и член незарегистрированной партии «Другая Россия». «Русская планета» поговорила с ним о творчестве, событиях на Украине и политической ситуации в России.
– Захар, многие считают тебя этаким литературным «баловнем судьбы». Со стороны кажется, что твой путь к славе не был долгим и тернистым, как у многих творческих личностей. Известность и популярность к тебе пришли довольно быстро, уже после выхода первых романов. Так ли это на самом деле?
– Я не могу сказать, что шел к славе долго и мучительно. Помню, у меня лет семь тому назад был разговор с писателем Александром Абрамовичем Кабаковым. Я еще только 2–3 года как был в мире литературы, пышно говоря. Мне еще тогда говорили: «Захар, какой ты счастливый, какой ты везунчик». Я спросил у Кабакова, что он думает по этому поводу. Он показывает свой ноготь на мизинце и говорит: «Ни на копеечку, ни на мизинчик никто тебе просто так ничего не даст». То есть он имел в виду, что за все нужно заплатить свою цену.
Да, мне везло с самого начала. Все пошло быстро и как по маслу. Почему это произошло, я, честно, не знаю. Может, потому что книги я начал писать, когда мне было уже тридцать. И если бы мне тогда было всего двадцать, ничего хорошего из этой затеи не вышло бы. Люди в столь юном возрасте психуют, завидуют, нервничают, и душа тратится. Я никому не завидовал, относился ко всем открыто. Это очень важно, на самом деле.
А что значит: стал популярным после выхода первых романов? А когда должна прийти известность? После пятнадцатого? Но известность ведь достаточно быстро приходила и ко многим русским классикам. Написал Достоевский «Бедных людей», и все сразу зашумели: «Новый Гоголь появился!». И Есенина сразу же на руках стали носить.
И потом, у меня не всегда все гладко было. Бывали и удары под дых, и по голове. Ничего, не жалуемся.
Что за удары?
– Сейчас в наши дни постфактум стали говорить: мол, Захар, то, что ты принадлежишь к радикальной организации, сыграло для тебя определенную роль в популярности. Но это же неправда. Когда я начинал заниматься литературой, то сильно опасался по этому поводу. Помню, послал роман в один крупный литературный журнал. Мне звонят мои тайные товарищи и рассказывают, что редактор собрал подчиненных и сообщил, что в публикации надо отказать, так как я нацбол. Однако при этом надо бы придумать причину, чтобы она не являлась политической. И премии я же не сразу стал получать, а только через 2–3 года после выхода романов. В кулуарах мне сообщали: мол, взгляды у меня сомнительные, поэтому связываться со мной не хотят. Один известный литератор предлагал мне по-тихому выйти из партии, и тогда у меня все будет хорошо. Поэтому поначалу мне нужно было переломить такое отношение и доказать: так, как пишу я, не пишет никто.
Критиковали меня и за встречи с Путиным. Одни говорили, что мне этого не простят, и всю жизнь буду жить с клеймом. Другие, близкие к власти, были взбешены, что я позволял достаточно резкие высказывания после этих встреч. Была сложная и склочная ситуация. И мощнейшие литературные издания из года в год пишут гадости про меня, не переставая. Думаю, что по обширности коллекции в мой адрес негативных отзывов только Лимонов и Михалков могут со мной соперничать.
Не всякий человек способен выдержать прессинг, не имея мощной нервной системы. Все видят по телевизору, как тебе очередную премию вручили, а таких массовых акций, когда тебя гнобят два года подряд, не все замечают. Я знаю своих коллег по ремеслу, о которых скажут вскользь и впроброс что-то плохое, и у них начинается истерика и трехнедельный запой. А я вот сейчас в интернете посмотрю и увижу очередные 200 сообщений, что я тварь, подонок, идиот и исчадие рода человеческого. Но мне все равно!
– Насколько изменила тебя популярность?
– Да я не знаю. У меня есть больше возможности, как мне кажется, для того, чтобы чувствовать себя более уверенным в завтрашнем дне. Журналы, которые возьмут мою колонку, издательства, готовые выплатить мне аванс. Это будет продолжаться до первой моей неудачи, и я прекрасно это осознаю. Как только выпущу книгу, которая провалится в продаже, так все сразу прекратится. Поэтому меня можно сравнить с велосипедом: пока шевелюсь — еду, как только перестану — упаду. И никто меня не кинется поднимать.
Круг общения у меня никак не изменился. Это мои товарищи, которые собираются у меня в деревне. Среди них есть и омоновцы, с которыми я работал вместе, и нацболы. Просто в последние годы в этот мой круг добавились и известные люди. Говорить, что они не стали бы со мной общаться, если бы я был омоновцем, а не писателем, глупо. Ну не стали бы, и ладно. Общаются, в конечном итоге, друг с другом, а не с репутацией. В мире и в России еще сотни известных людей, но нас никто не заставит с ними дружить. Дружат только те, кто считает нужным.
– Как рождаются сюжеты твоих произведений? Когда ты пишешь очередной роман, то заранее «просчитываешь» его успех у читателей, в том числе коммерческий?
– Никакой коммерческий успех никогда не просчитаешь. По одной простой причине: читатель сам не знает, что именно хочет прочитать. Появилась какая-нибудь книга, скажем, сказка или биография Пастернака. Нельзя еще раз написать точно такую же. Это работает только один раз. Можно «вагоном прицепиться» и написать что-то под Коэльо, Быкова или Пелевина, но это, как правило, не пользуется успехом. Потому что это вторичный продукт. Есть крайне редкий удачный случай, когда после Гарри Поттера появилась Таня Гроттер. Это исключение. Подобное никогда не сделает тебя главным, а делает как бы «Пелевиным для бедных» или «Стивеном Кингом для бедных». Ценится только первичный продукт, а его ты не можешь просчитать, потому что это не суп и не салат. Вот роман «Паталогии» имел совершенно очевидный и неожиданный успех. Мне говорят: это случилось, потому что я затронул тему Чечни. Якобы всех она интересует. Смешно! Есть такой сайт «Художники войны». В нем огромное количество книг про «горячие точки», в том числе и про Чечню. Но они же не пользуются такой огромной популярностью.
Роман «Санькя» — про нацболов. Про них писали и до меня, и после, но не получили и одной сотой успеха. Он не просчитывается. Это непонятно, и слава Богу, чтобы я никогда этого не понял.
Когда я начал роман «Обитель», мне многие говорили: с ума сошел! Зачем, мол, писать про какие-то лагеря, Соловки. У нас же есть Солженицын, Домбровский, Рыбаков, которых весь мир прочитал. Зачем топтаться на теме, где без тебя уже все давным-давно вытоптали. Сейчас, когда я написал, говорят: «Ну, конечно, такая благодатная тема!». Читать про лагеря как раз далеко не всем интересно. Потому что обожрались этой темой в 90-е годы. Только искренность, точность, меткость высказываний может принести тебе успех. Только если написанное абсолютно попадает в какое-то количество сердец человеческих. Если не попадает, то как ты ни пытайся, ничего не получится. Люди в целом думают, что есть какая-то литература, которая написана «с расчетом». А такой литературы, если мы говорим именно о серьезной художественной литературе, просто нет. Есть, конечно, какой-то пласт женских криминальных романов, но мы его не касаемся, потому что он не входит в литературную иерархию. Их читают люди в маршрутках-электричках. Авторам не дают премий, не рассматривают как серьезных писателей, у них не берут интервью. Они существуют где-то на обочине, специально для дачников. А если говорить о серьезной литературе, то и Сорокин, и Пелевин, и Проханов, и Лимонов, и Улицкая, и Толстая — они хороши ровно настолько, насколько равны себе.
Как зарождаются темы и сюжеты моих текстов? Не знаю... И темы, и сюжеты вторичны. К своим 39 годам я понял, что вообще можно брать все, что угодно: бабушку, женщину, войну, революцию, вахтера. Это все не важно. Важно, насколько ты пронзительно напишешь, так, чтобы это не имело аналогов. Темы приходят не как темы, а как ощущения, интонация. Это может быть какая-то банальность: окно раскрылось от ветра, костер горит, или поймал какое-то слово. Ехал как-то с одним товарищем в машине. Говорю: вот здесь светофор работает не пойми как. Он говорит: «Учтем». И у меня сразу родился образ человека, который много не говорит, но одним словом вызывает необычайное доверие к его образу человеческому. И я вдруг — раз! — и понял, о чем писать и как будет выглядеть рассказ. Главное, чтобы в тебе стрельнуло, чтобы ты понял, как это должно быть. Вот я сейчас придумаю тему: пришел студент и убил бабушку, стал страдать, и как потом вскрылось его убийство. Это все не имеет значения. Сюжетов в мире мало, и они все одинаковы.
– Важно ли писателю писательское образование?
– Писателю, безусловно, важно образование, не обязательно писательское. Литинститут в этом смысле — не самая обязательная организация. Но филологическое или журналистское важно, потому что чувствуешь большую фору перед молодыми людьми. Периодически я провожу семинары для молодых писателей и вижу, что они ничего не читают, не знают и из-за этого испытывают «легкость в мыслях необыкновенную», и при этом очень большую и ни на чем не основанную самоуверенность. Я учился на филфаке достаточно плохо и долго, но меня заставили прочесть всю литературу, философию, учить языки, поэтому я все знаю. Может быть, я не помню героев Мопассана, Бальзака или Гете, но я в принципе знаю, как это было написано, что серьезно облегчает мой труд. А человек, который выскочил из своего пубертатного возраста и тут же бросился в литературу со своими половыми органами и всеми вытекающими признаками, стал все это описывать, как молодой Лимонов или Генри Миллер, он совершенно при этом не понимает, что и тот, и другой были дико начитанными людьми. Эта непосредственность, которая подкупает молодых писателей, идет от очень большого опыта, а не от наглости. Свою интонацию они нашли, потому что знали тысячу других интонаций. А молодежь думает: раз у тебя есть какой-то набор впечатлений, то он дает право стать литератором. Не дает!
Приведу простейший пример, который объяснит все. Есть мощнейшая русская военная проза, особенно проявившаяся после Великой Отечественной войны. Мы должны обратить внимание на одну вещь: во время войны написали свои тексты Виктор Некрасов, который был из театральной семьи, а также профессиональные писатели Василий Гроссман, Леонид Леонов. А следующее поколение, создавшее так называемую офицерскую прозу, появилось только через десять лет после войны. Если посмотреть на биографию Бондарева, Бакланова и всей этой плеяды, то можно заметить, что они закончили войну и фактически все пошли в литературный институт. Отучились. Прошло время, и тогда уже стали писать. А когда у нас прошедшие Чечню или Афганистан ребята тут же бросаются в литературу, я это не приветствую. Их опыт, конечно, ценен, но они не знают, как создается литературное произведение. Их мемуары никогда не станут прозой. Поэтому все будут знать гражданскую войну по «Тихому дону», «Разгрому», «Хождениям по мукам», «Конармии» — эти книги писали прошаренные люди. А тонны мемуаров будут интересны разве что специалистам.
– В отличие от советских времен, пробиться к читателю современным писателям достаточно сложно. Ты с этим согласен?
– Думаю, нет принципиальной разницы по сравнению с советскими временами. Ситуация лучше не стала, стала хуже. Потому что раньше, скажем, публикация в журналах «Юность» или «Нева» могла тебе обеспечить месяца два безбедной жизни. В газетах на литературной страничке стихи публиковали. Сегодня ничего этого нет. Денег никто не платит. Деньги ты заработаешь, только если продаешь много книг. Таких людей в России человек 50, а в былые времена — 5 тысяч. Попасть в число счастливчиков сегодня гораздо сложнее. Ты можешь быть самым блатным, какой угодно национальности, вступить в любую ложу, быть москвичом из литературной семьи — все равно ничего не получится. Только текст может работать и заинтересовывать какое-то количество людей.
– Но нужно же еще суметь опубликовать книгу.
– Открою еще один секрет. Дело в том, что в России по-прежнему порядка двадцати ежемесячных литературных журналов. Каждый из них должен собрать портфель текстов, которые нужно издать. Это колоссальный объем. И сейчас в Нижнем Новгороде мы тоже издаем журнал. Я хочу признаться всем авторам, которые хотят опубликоваться: это колоссальная проблема, чтобы каждый номер был на хорошем уровне, и в нем были хорошие тексты. Только это уже позволяет привлечь определенный круг читателей: одну-две тысячи прошаренной публики, понимающей, что она читает. Если тебя заметят, ты поднимешься на ступеньку выше.
У меня первый роман вышел в журнале «Север». Не самый читаемый в России журнал тиражом в тысячу экземпляров. Его заметили и прочитали 3–4 человека. Затем меня позвали на литературный семинар в Липках, где еще человек десять прочитали. Затем пригласили на программу «Апокриф» к Ерофееву. Я успел произнести на ней всего три слова, но зато в кулуарах познакомился с Павлом Лунгиным, которому понравился мой роман. То есть успех постепенно нарастал, как снежный ком. И такое было у всех писателей. Дмитрий Быков, например, стал известным за счет своей дикой работоспособности, за счет своего «всеприсутствия». Он сам рассказывает, как, будучи молодым, ходил на какие-то собрания, сообщества, в клубы, где заседали московские эстеты, девушки в шиншиллах, мужчины в роговых очках. Они смотрели на него, как на какое-то отребье, потому что они все были филологи, слависты. Сейчас их нет никого. Он есть, а их нет. Никакие сообщества для тебя ничего не сделают. Можно не входить ни в какую литературную тусовку и прекрасно себя чувствовать, быть самодостаточным.
Я однажды зашел в гости к Александру Проханову, где мне предложили вступить в Союз писателей. Я согласился, но в деятельности никакого участия не принимаю. Даже не знаю, чем они занимаются. Подобных союзов в России штук шесть и, по-моему, они решают сложные жилищно-коммунальные проблемы, то есть пытаются поделить наследие советской писательской организации. Мне до этого совершенно нет никакого дела. И в Нижнем тоже были какие-то склоки в писательской организации, но я дистанцировался, чтобы всего этого не видеть и не слышать. Мне кажется все это дикостью какой-то. Писатель должен книги писать, а не участвовать в разборках.
– Ты недавно вернулся из поездки по Донбассу. Зачем ты вообще туда поехал, и что особенно потрясло?
– Честно говоря, особенно ничего не потрясло. Я ожидал увидеть нечто подобное. В своей жизни я видел вещи еще хуже. Даже внешне Луганск и тем более Донецк выглядят лучше, чем Грозный в свое время. Порадовало появление в России огромного количества молодых людей, которые едут туда в качестве ополченцев. Я их видел своими глазами, и та степень мотивированности и мужества, даже безбашенности, которую они проявляют — этому никогда не перестанешь удивляться. Появилось целое поколение столичных ребят, которые не являются носителями прогрессивно либерального западнического знания, а являются носителем совсем другой поведенческой матрицы. Я познакомился там с военкорами с центральных телеканалов: Женей Поддубным, Семеном Пеговым, Константином Семиным, Сергеем Зениным. Когда ты их видишь, то думаешь, что встретился с очередным столичным мальчиком, который будет тебе затирать про Россию и увековеченных рабов. Вдруг оказывается, что это совершенно просвещенные, блестящие, очень точно мыслящие парни, у которых абсолютно нормальные консервативные и достаточно жесткие взгляды. Я уж не говорю об ополченцах. Они обычно приезжают воевать не из столиц, а из провинции. Они несут чувство причастности к своей огромной родине и желают отвечать за что-то большее, чем за свои личные интересы. Оставляют свой бизнес, свою семью, матерей. Все вменяемые, простые русские ребята, которые считают, что это их война. Особенная радость для меня, когда я встречаю чеченцев, осетин, грузин, абхазов. Понимаешь, какая у нас огромная и удивительная страна.
– Изменилось ли твое отношение к Путину в связи с ситуацией на Украине?
– Ситуация с Украиной изменила мое отношение к нашему президенту кардинальным образом. Не знаю, как он дальше будет себя вести, потому что вопрос сейчас стоит простой, и я его периодически поднимаю. Дело в том, что ставка Путина на элиту должна была ему продемонстрировать все ее минусы. Окружение Путина в целом было процентов на 70–80 либеральное, и оно было крайне разочаровано его позицией. Они, конечно же, помалкивают, берегут свои посты, доходы, вклады. Но я знаю, что существует подспудное раздражение его политикой. Эта элита может повести себя совершенно неадекватно. Я не буду фамилии называть, но даже по телевизору можно было видеть, с какими лицами сидели на празднике по случаю присоединения Крыма некоторые министры. На них просто лица не было! Часть культурной элиты, увешанная орденами и получавшая госпремии, когда началась эта война, выступила или резко против, или вообще исчезла с радаров, и позиция их не ясна. За полгода на Донбасс поехали только Кобзон, Пореченков, Прилепин, Шаргунов, Саша Скляр и группа 7Б. На пальцах одной руки можно пересчитать. Публично высказались в поддержку еще ряд персонажей. Но в целом элита оказалась странноватой. Так же, как и новое поколение, с которым мы будем строить новую Россию. Вся эта взращивамая на Селигере новая пионерия и комсомолия. Где все эти люди, где все эти миллионы, потраченные на них Якеменко? Почему, едва начался Майдан, едва начался Крым, туда поехали нацболы, которые отсидели в России в общей сложности 200 с лишним лет, не считая административных сроков, погибших, с поломанными нервами и судьбами? И они первыми туда поехали отстаивать интересы России и всего русского народа. И я не знаю ни одного примера, когда парень из «Молодой гвардии» или прочих этих селигерских болот туда доскакал на своих лягушачьих лапках. Почему Якеменко не возглавил бы какой-нибудь небольшой отряд, не обязательно ополченский, по доставке гуманитарный помощи? Нет! У них нет ни мотивированности, ни способности к самоорганизации. Они могли только раскладывать по полу портреты Лимонова и мои и топтать их ногами. Эту пионерию, Владимир Владимирович, под вашим руководством вскармливали. Что будет с вами и со страной, если на такие молодежные, культурные и политические элиты вы собираетесь впредь опираться?
– Либеральная интеллигенция демонстративно поддерживает Украину, проклиная российскую власть и ее политику. Как объяснить этот феномен?
– Когда эта заваруха началась, я стал перечитывать какие-то вещи Данилевского, Достоевского, Тютчева, Мещерского и выяснил, что, в какую эпоху ни ткнешь: петровские, пушкинские времена — всегда одна и та же ситуация. Всегда есть эта просвещенная публика, которая считает нашу страну, родину, русских людей пресловутыми ватниками, колорадами, крепостными, не годными никуда. Мол, мы должны преклоняться перед Европой и смотреть на нее «искоса, низко голову наклоня». Вся наша русская классика через это прошла. Видимо, это является неотъемлемой частью нашего национального духа, но ампутировать эту интеллигенцию мы не имеем никакого права. Думаю, в России все мыслящие граждане не должны допускать, чтобы российская либеральная интеллигенция управляла государством. Она должна существовать как одна из линий развития нашего национального самосознания. Есть либеральная, есть правая, левая, есть религиозная, этническая — да какая угодно. Без этого никак нельзя. Либералы не лишние люди в России. Но если они попадают во власть и строят все по своим лекалам, то это, однозначно, катастрофа для России. Поэтому мы просто должны выжечь себе на груди калеными буквами и знать: когда такое начинается, это нужно прекращать любыми способами. Коррупционер, вор из книги Салтыкова-Щедрина, подонок с консервативными взглядами — даже они все предпочтительнее.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ