Новости – Общество
Общество
От Кулибина до болида
Фото: из архивов Кирилла Гончарова
Руководитель студенческого конструкторского бюро НГТУ Кирилл Гончаров — о современном изобретательстве и экологичных технологиях
11 августа, 2014 18:22
8 мин
В сентябре 2013 года команда студентов НГТУ им. Р.Е. Алексеева из студенческого Конструкторского Бюро «Formula Student» принимала участие в соревнованиях «Formula SAE» в Италии, представив там гоночный болид собственного производства. Этим летом команда «Solar Team» выставила на московскую регату тримаран на солнечных батареях, заняв в итоге первое место. Руководит этими командами заместитель директора Института транспортных систем НГТУ, кандидат технических наук Кирилл Гончаров. Корреспонденту «Русской планеты» он рассказал, каковы перспективах экологичных технологий и есть ли проблемы у современного изобретательства.
– Такие проекты как гоночный болид и тримаран — это больше случайные инициативы, или ко всему всегда шли планомерно?
– В настоящее время в крупнейших вузах страны проекты, ориентированные именно на практику, развиваются очень активно. О проекте «Formula SAE» мы узнали давно, еще в 2009 году, тогда же решили создать студенческое конструкторское бюро «Formula Student» и в его рамках начали проектировать гоночный автомобиль. Завершили его сборку только прошлым летом, то есть работали целых четыре года. А в этом году команда НГТУ под названием «Solar Team» занялась подготовкой к «Солнечной регате», а именно — созданием тримарана. Это очень яркий проект и он, безусловно, дал нам бесценный практический опыт решения сложных технических задач. Несмотря на то, что этот проект реализовали быстрее, чем предыдущий, подготовка тоже шла планомерно. Естественно, без инициативных преподавателей и студентов такие разработки никогда не обходятся. В противном случае они рискуют остаться только на бумаге.
– Почему было решено так активно привлекать студентов к разработкам?
– Изначально проекты «Formula SAE» и «Солнечная регата» — это именно студенческие инженерно-технические соревнования, которые подразумевают создание определенного транспортного средства командой ребят из вузов. Ведь основной смысл таких соревнований заключается в подготовке высококлассных инженеров практическим путем, через ряд проектов. Они, прежде всего, стимулируют студентов к научному творчеству.
– Сталкивались ли вы с какими-либо проблемами во время реализации проектов: технические сложности, финансирование?
– Успех без преодоления сложностей на пути к нему приводит, на мой взгляд, к звездной болезни. Если говорить о проекте «Formula Student», то трудности, конечно, были. Мы столкнулись и с финансовыми сложностями, и с отсутствием или высокой стоимостью некоторых технологий производства. Даже у коллег присутствовало непонимание смысла нашей работы. Но чем ближе мы были к цели, тем больше у нас появлялось поддержки, партнеров, единомышленников. Мы участвовали в конкурсах, выигрывали гранты и находили спонсоров. В проекте «Солнечная регата» нас поставили в сложное положение сжатые сроки до начала соревнований. Необходимо было собрать команду студентов, обеспечить проект средствами и материалами для сборки, найти консультантов, готовых тратить время на студенческую инициативу.
– Были ли разработаны новые интересные технологии, которые могут быть запатентованы?
– В автомобиле «AMIgo» команды «Formula Student» интерес жюри и коллег-инженеров вызывал, прежде всего, ряд систем, созданных руками самих студентов. В отличие от многих «одноклассников», в «AMIgo» большое число узлов и деталей было сконструировано командой, а не приобретено в специализированных магазинах. Это полуавтоматическая система переключения передач с кнопками управления на рулевом колесе, электронная приборная панель — мы отказались от мотоциклетной приборной панели. Были полностью спроектированы педальный узел и выхлопная система. Кстати, мы стали одной из немногих российских команд, прошедших тест на шум с первого раза. Многие отметили необычное для автомобилей «Formula SAE» расположение рулевой рейки не под ногами, а над ногами пилота. Это способствует удобной посадке и быстрому аварийному покиданию автомобиля. Сейчас мы ведем патентный поиск и готовим заявки на патенты.
– Почему прогрессивные технологии не используются при создании серийных отечественных автомобилей?
– Внедрение новых разработок в производство сопряжено с рядом факторов. Например, с экономической политикой и стратегией развития предприятия. У многих инженеров на автозаводах и в других сферах есть багаж интересных разработок, которые просто пылятся на полке.
– Какие вообще, на ваш взгляд, проблемы существуют у современного изобретательства, особенно вне столицы?
– В столице и в регионах мы видим достаточно много умных людей, мозги которых не погрязли в культуре потребления. Это люди могут созидать, творить, создавать что-то новое, что станет полезным и важным для развития самого общества. Стоит только посмотреть на количество патентов на изобретения, публикуемые в специализированных вестниках. Берет гордость за российского изобретателя! Просто мы не всегда можем о них услышать, опять же не каждое изобретение отправляется на серийное производство.
Если же говорить о проблемах изобретательства именно в регионах, то, на мой взгляд, для студенческих проектов — это большая разница в объемах финансирования в столичном регионе и в глубинке. Но и здесь в последнее время происходят изменения к лучшему — объявляются конкурсы, гранты, в которых у всех есть шансы на победу. Для индивидуальных изобретателей сложность зачастую заключается в продвижении своих идей до производства, в защите прав на разработку той или иной технологии.
– Тримаран работает полностью на солнечных батареях. Какое развитие, на ваш взгляд, должен получить этот источник энергии в ближайшее время?
– Объемы электроэнергии, получаемой от солнца, в нашей стране рано или поздно возрастут. Можно сказать, что уже сейчас солнечные панели мы наблюдаем как на объектах общественного назначения: системах обеспечения безопасности на дорогах, при освещении улиц и работе сетей связи, так и в частном домовладении. Например, появляются полностью автономные дома. А это уже серьезная экономия средств.
Если говорить в общем, то сейчас в самых разных областях ведутся работы над тем, чтобы большинство технологий заведомо разрабатывать более экологичными и экономичными. Например, институт транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева совместно с группой компаний «ГАЗ» разрабатывают новую систему применения конструкционных материалов для производства автомобилей с заранее заложенной степенью утилизации по истечении срока службы. Это снижает чрезмерное разнообразие материалов, применяемых при создании автомобиля, повышает экологичность производства и упрощает дальнейшую утилизацию транспортных средств.
– Будете ли вы продолжать участвовать в подобных соревнованиях?
– Да, в июле 2015 года мы планируем выехать на международную солнечную регату «SOLAR 1» в Монако. Изначально мы создавали тримаран исходя из более сложного международного регламента, поэтому нам будет, что показать: судно имеет законченный вид и требует минимальных усовершенствований для такого высокого уровня. Надеемся, что выезд состоится, и мы достойно представим Нижегородскую область на международной арене. Что касается болида, то в настоящее время мы изучаем опыт наших иностранных коллег. Для решения задачи снижения массы мы обратились к технологии вакуумной инфузии углеродного волокна. Уже изготовлены элементы впускной системы, в процессе — глушитель и, возможно, монокок.
Оба эти проекта являются объемными и многолетними, каждый год они требуют финансирования, новых разработок, выездов на соревнования. Чтобы достигать успеха, необходимо уделять им много времени. Если появятся новые проекты, все будет зависеть от желания студентов и молодых преподавателей, способных организовывать и консультировать будущих инженеров. Думаю, мы еще неоднократно удивим Нижний Новгород и Россию. Например, уже сейчас готовится разработка политехников в области повышения проходимости автомобилей, о которой мы скоро заявим.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости