Новости – Общество
Общество
«Талантливый автор всегда начинает правильно: он просто пишет»
Ирина Еникеева и Ольга Наумова. Фото: предоставлено Ириной Еникеевой
Как будут избираться участники и победители новой приволжской литературной премии «NEWBOOK. Волга»
1 июня, 2015 14:31
10 мин
В Нижнем Новгороде стартовал прием заявок на первую литературную премию «NEWBOOK. Волга» для писателей из всех приволжских регионов. Премия присуждается за опубликованные произведения и рукописи в номинациях проза, поэзия и нон-фикшн. Торжественное награждение победителей намечено на конец года. Об организации премии, возможностях современного писателя и литературном Нижнем Новгороде «Русская планета» поговорила с создателями премии — директором по развитию Агентства новостей NewsRoom24 Ириной Еникеевой и главным редактором нижегородского издательства «Кварц» Ольгой Наумовой.
– Планируется ли по итогам премии выпуск печатного собрания лучших работ или, может быть, отдельных книг?
Ирина Еникеева: Итогом премии станет выявление произведений, имеющих наибольшую литературную ценность, и поощрение их авторов. А выпуск собрания лучших произведений не имеет смысла. Во-первых, это невозможно физически — в силу большого объема, а во-вторых, большинство произведений, заявленных к участию в проекте, уже опубликованы в том или ином виде.
Оргкомитет премии ведет переговоры с несколькими крупными компаниями — возможными партнерами проекта. Если все благоприятно сложится, то у победителя в номинации «Неизданное» появится реальная возможность получить определенное финансирование на издание своего литературного произведения.
– Но может ли автор «продвинуть» свое произведение без придания ему печатной формы?
Ольга Наумова: Конечно может. Многие конкурсы принимают только рукописи, и наш конкурс также такую возможность предоставляет, хоть основной упор делается на уже опубликованные труды. И если автор рукописи выигрывает конкурс, то можно считать, что он свое произведение «продвинул», даже если после оно не будет напечатано.
– Кто будет в составе жюри?
ИЕ: В состав жюри войдут не столько писатели и поэты, сколько профессиональные литераторы, литературные критики, а также представители специализированных СМИ. Это сознательная позиция оргкомитета. Не секрет, что любому автору психологически весьма непросто оценивать труды своих коллег по цеху.
– Существует мнение, что результаты большинство литературных премий в нашей стране заранее расписаны на годы вперед — кто, что и когда получит. Ваша премия новая — можете что-то сказать о том, как будет строиться работа оргкомитета?
ИЕ: Приволжская литературная премия «NEWBOOK. Волга» — принципиально новый проект в литературной сфере, он устроен иначе. Территория реализации проекта выходит далеко за рамки ПФО и охватывает все приволжские регионы — от Твери до Астрахани. Именно регионы, в полном смысле этого слова, без участия Москвы и Санкт-Петербурга. Такая география дает весьма показательный срез ситуации в отечественной литературе. И оргкомитету предстоит поистине титанический труд: от первоначального продвижения проекта среди самих участников литературного рынка и широкой аудитории и до серьезнейшей экспертной работы.
– Считаете ли вы, что основную поддержку молодым авторам должно оказывать государство, например посредством создания все тех же литературных премий? Или это работа деятелей культуры?
ОН: Государство состоит из отдельных граждан. Граждане эти имеют разные способности, в том числе способности слышать и слушать литературный текст. Кто будет определять, кого поддерживать, а кого нет? Вот вам конкретный пример: 70-летний юбилей Великой Отечественной войны. Казалось бы — святое дело! Но, например, к нам в издательство посыпалось большое количество графоманских произведений с требованием обязательно их напечатать. Любой отрицательный ответ воспринимался как антипатриотичное поведение: «Вы что, против нашей Победы? Против патриотического воспитания?» Как им объяснить, что неталантливое произведение может вызвать негативную реакцию у читателя? А многие госструктуры поддержали именно тему, находили деньги на издание.
А вот что касается премий — то пусть они будут. Их и так уже немало. Уровень этих премий разный, и, в принципе, профессионалам этот уровень известен.
– К слову о существующих премиях — в ряде наиболее крупных из них многое решает политическая позиция автора и жюри. Современные премии похожи на «несообщающиеся сосуды» — «либеральные» и «патриотические» с соответствующим составом экспертов, авторов и читателей. Как вы планируете избежать подобного в своей работе?
ОН: Во-первых, в положении о премии не нужно заявлять никаких конъюнктурных или политических предпочтений, что мы и сделали. Во-вторых, среди экспертов и членов жюри нашей премии мы не планируем видеть людей политически ангажированных. И, наконец, в-третьих, мы не будем допускать до финала рукописи, носящие явные следы политической активности.
– С чего сегодня в нашей стране начинать путь молодому автору? Обеспечат ли ему путевку в жизнь именно литературные премии и конкурсы или есть другие способы «выхода в литературу»?
ОН: Свой путь талантливый автор всегда начинает правильно: он просто пишет — потому что не писать не может. Вот и все. А «пробивание» своего произведения до более широкой аудитории — это уже другой талант, талант пиарщика. Не все им обладают. Но в наше время, при наличии Интернета и бесчисленных литературных сообществ, все-таки есть надежда, что талантливого человека все равно услышат. Литературные премии и конкурсы — тоже неплохое подспорье, как и публикации в литературных журналах. Но я бы не назвала все это чем-то «фундаментальным». Фундаментален сам талант.
– О Нижнем Новгороде есть мнение как о городе литературном — среди прочего, здесь стараются поддерживать интерес к местным авторам. Это традиционная или новая черта города?
ОН: Да, я не раз слышала: «Ну, у вас-то в Нижнем жизнь литературная интересная!» И все знают имя Захара Прилепина. Завидуют, что у нас есть Издательский совет при областном правительстве, поддерживающий книгоиздание, в том числе и издание художественной литературы. Насчет «традиционной литературности» соглашусь. Особенно плодотворным в жизни города был горьковский дореволюционный период, породивший не только Горького, но и Короленко, Чирикова, Скитальца. А еще был период 60–70-х годов XX века, до сих пор ассоциирующийся с творчеством Люкина, Кумакшева, Лопухова, Автономова, Сухова, Адрианова. И это только часть имен.
– Прошла уже почти половина года, объявленного Годом литературы. Как вам кажется, в литературной жизни нашего города что-то успело измениться?
ОН: Да, мне кажется, что действительно возрос интерес к современному литературному творчеству. Это результат организации: готовятся встречи с писателями, издателями, объявляются новые и новые конкурсы. А вот оживление творческой литературной жизни за такой период проследить невозможно: написал ли кто-то в этом году больше стихов, рассказов, романов? Как это определить? Должно пройти гораздо больше времени, чтобы мы могли увидеть какие-либо результаты.
– Напрашивается персональный вопрос к редактору издательства, выпускающего множество краеведческих изданий, — замечаете ли вы изменения в предпочтениях аудитории? Можно ли сказать, что возрастает или снижается интерес к изданиям о родном городе?
ОН: У меня такое чувство, что интерес к краеведческим изданиям стабилен или даже чуть повышается. Очень важно, чтобы этот интерес прививался как можно раньше. Вот почему мы выпускаем краеведческие книжки для самых маленьких, для подростков, для всей семьи. Можно только приветствовать создание экспериментальных классов, где уроки краеведения ведутся с пятых классов — хотя по официальной программе их предлагается включать в расписание только с седьмого класса, и то не во всех школах города.
– Поддерживаете ли вы недавно выдвинутое предложение о внесении профессии «писатель» в официальный реестр?
ОН: У нас с советских времен есть такая профессия. Именуется она «член Союза писателей». И раньше она имела много преимуществ, которые и порождали большое число конъюнктурщиков. Вспомните процесс по делу Иосифа Бродского, который был осужден за тунеядство. А ведь если бы он имел корочки Союза, то ему не могли бы предъявить такое обвинение. Но если посмотреть, сколько в Союзе было и имеется сейчас творческого балласта, то становится понятно, что и сам Союз писателей, и обозначение профессии писатель не гарантируют какой-то пользы. В официальный реестр будут «пролезать» далеко не лучшие.
– Должна ли литература каким-либо образом регулироваться? Приемлема ли цензура? Должны ли писателей «учить», готовить, перед тем как они напишут то, что, возможно, прочитают очень многие?
ОН: Литература должна развиваться в естественных условиях. Она не должна ни в коем случае регулироваться. Иначе сразу встают вопросы: кем, по какому праву, насколько? Насчет цензуры — также непонятно, кто ее будет определять. Нет, цензуры быть не должно. А вот если произведение может преступить закон, например посеять национальную рознь и тому подобное, то тогда с ним и надо поступать как с любым нарушителем. Должны ли на писателя «учить»? Нет, никто никому ничего не должен, а вот если вокруг начинающего писателя складывается творческая питательная среда, то лучшего и пожелать нельзя. Это и есть настоящая учеба.
– Существует теория о том, что каждый человек «носит» в себе книгу. Поддерживаете ли вы ее?
ИЕ: Жизнь каждого человека удивительна и неповторима. И авторами этой увлекательной истории являемся мы сами. Конечно, далеко не каждый из нас напишет свою книгу, но то, что наша «книга» внутри нас, — это действительно правда. И хочется пожелать, чтобы сюжеты этих наших «книг» были более добрыми, а финалы многочисленных жизненных глав — более благополучными.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости