Новости – Общество
Общество
Конфеты, курица и ностальгический лимонад
Автоматическая линия изготовления мороженого. Фото: Виктора Вонога/ТАСС
«Русская планета» узнала, чем кормит Нижегородская область регионы России и зарубежные страны
22 июля, 2016 19:45
7 мин
В начале июля руководство Нижегородской области заявило об амбициях в сфере экспорта продукции пищевой и сельскохозяйственной промышленности за рубеж. Пока речь идет об увеличении доли поставляемого зерна в Европу и, что особенно интересно, об осуществленных поставках мороженого в Грузию и его потенциальной отправке в Монголию и Китай. «Русская планета» попыталась разобраться, чем Нижегородская область кормит потребителей за границей и в других субъектах России.
На увеличение поставок мороженого в Монголию вряд ли кто-то бы обратил особое внимание, если бы область не воспринималась как регион исключительно «утяжеленной» промышленности, производящий лишь автомобили, станки, самолеты, металлургическую или химическую продукцию.
– У нас нет каких-то особых проторенных путей для экспорта продуктов питания за границу, — рассказал корреспонденту «Русской планеты» специалист Городского фонда поддержки предпринимательства Александр Баюров. — Да и производственных мощностей вряд ли хватит, чтобы кормить кого-то, кроме себя. Любые подобные поставки — это инициатива частного производства, самостоятельное заключение договоров или продажа товара за границу и в другие регионы через дистрибьюторов. Такая систематика абсолютно нормальна для любого субъекта страны, производящего хоть что-нибудь.
По мнению специалиста, поставки зерна, вероятно, сопряжены с общенациональной программой, а экспорт мороженого — «разовая акция», связанная с целевым временем года и спросом на подобную продукцию (качественную и недорогую) в определенных регионах. Будут ли продолжаться такие поставки — неизвестно.
– Можно назвать некой проблемой то, что в области нет каких-либо крупных производств, выпускающих уникальные продукты питания, которые нельзя было бы заменить чем-то в других регионах, — заявил Баюров. — Поэтому все упирается в серьезную конкуренцию и даже иногда в бюрократические нюансы. Да и нет особого смысла биться за рынки, когда продукции хватает лишь на удовлетворение внутреннего спроса.
В разные годы Нижегородская область поставляла на международные рынки лишь те продукты питания, которые являлись уникальными для нашего региона. Например, продукцию Сормовской кондитерской фабрики, в особенности — конфеты.
– Насколько я знаю, экспорт был незначительным, но широким с географической точки зрения, — пояснил корреспонденту «Русской планеты» консультант Центра развития экспорта Нижегородской области Сергей Шагин. — Конфеты ввозились в Германию, Италию, Китай, обязательно в страны бывшего СССР. Еще 10 лет назад наши туристы привозили фотографии нижегородских конфет, сделанные в маленьком магазине в Хорватии. Потом ситуация изменилась. Сейчас продукция фабрики ориентирована на внутреннее потребление. Возможно, за редчайшим исключением поставок в «русские» магазины США или Ближнего Востока. Сейчас у нашей области нет конкретных целей по выходу на зарубежные рынки в пищевой сфере, у каждого региона свой базовый профиль — мы ориентируемся на кардинально другую продукцию. А если брать соседние области и республики — Чувашию, Марий Эл, Мордовию, то там нижегородские продукты питания, естественно, присутствуют. Насколько я знаю, в большей степени это курятина и яйца. Сейчас область вышла на полное самообеспечение этими продуктами, и излишки регулярно отправляются на реализацию в другие регионы. Даже выполняются специальные заказы по поставкам.
Линия розлива лимонада. Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости
Линия розлива лимонада. Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости
Мы побеседовали с Еленой Глушенковой — торговым представителем одной из птицефабрик, находящейся недалеко от областного центра. По ее словам, распространение продукции предприятия не ограничивается ближайшими территориями.
– Наше куриное мясо и яйца отлично продаются в столице и даже в южных областях России, — заявила Глушенкова корреспонденту «Русской планеты». — Не так давно произошел забавный случай: один из сотрудников увидел яйца нашей фабрики в видео одного популярного кулинарного канала на сайте YouTube. Нам было приятно, что и известные москвичи их покупают! Хотя мы сами иногда не знаем, где именно окажется наша курятина. При сотрудничестве с крупными торговыми ритейлерами необходимо осознавать, что продукция может «уехать» довольно далеко.
По словам торгового представителя, все чаще предприятиям приходится работать под заказ, то есть осуществлять разовую передачу готовой продукции без гарантии на продолжение сотрудничества. Обычно покупателей приходится искать самостоятельно:
– Основная часть товара уходит по торговым сетям, с которыми заключены долгосрочные договоры. У них даже закупочные цены совсем другие. Но что-то приходится продавать через менеджеров — искать мелкие сети, предприятия общественного питания или что-то подобное. Если «продажник» найдет иностранного покупателя, то мы этому будем только рады — останутся лишь логистические вопросы.
Еще одной экспортной статьей являются поставки безалкогольных напитков — лимонадов и минеральной воды. Крупнейшим экспортером в другие регионы долгое время был завод «Кока-Кола», однако после закрытия производства в Нижнем Новгороде объемы поставок в целом заметно сократились. Теперь лидером в области можно считать совместное голландско-российское производство минеральной воды, базирующееся на юге региона.
Изредка попадают за границу и газированные напитки одного из областных пивоваренных предприятий. Как заявил его представитель, главный маркетолог компании Артем Коваленко, связано это с неизменным качеством продукции и имиджем, сформированным за долгие годы.
– Назвать такой экспорт именно зарубежным язык не поворачивается, — заявил Коваленко корреспонденту «Русской планеты». — Мы поставляли продукцию в Беларусь, Украину, Казахстан и страны Средней Азии. По понятным причинам поставки в Украину прекратились. С другими странами работаем по принципу спроса и предложения. Вот летом мы опять увеличили производство и через посредников отправляем лимонады в страны ближнего зарубежья. Это «ностальгические» напитки: ситро, лимонад, крем-сода. Там они все еще пользуются популярностью. Надеемся, что такая тенденция сохранится. Хотя мы работаем «в плюс» и тогда, когда продукция расходится только по Нижегородской, Владимирской, Кировской областям и в республике Чувашия.
Специалисты по вопросам предпринимательской деятельности заверяют, что в целом динамику нижегородского продуктового экспорта можно назвать положительной. Поддерживают тенденцию мелкие и средние предприятия, ориентированные на нестандартную продукцию, которая привлекает покупателей со всей России и даже из-за границы.
– Внешние рынки можно захватить либо количеством, либо качеством, либо уникальным торговым предложением, — ставит итог Александр Баюров. — Пару лет назад в окрестностях Нижнего пытались запустить предприятие по выращиванию осетров — не задалось. Но, например, действует страусиная ферма, множество фермерских хозяйств, производящих высококачественную молочную и мясную продукцию. И ведь выход на «чужие» рынки не являются самоцелью. Будет отлично, если каждый регион сможет кормить себя самостоятельно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости