Новости – Общество
Общество
Дом с конюшнями и кот на фасаде
Фото: со страницы фестиваля «Новый Город: Древний» в Facebook
Как уличные художники преобразуют городскую среду в Нижнем Новгороде
16 июля, 2015 15:39
11 мин
Второй год подряд нижегородские уличные художники становятся экскурсоводами и рассказывают не только о самых интересных работах на улице, но и о городе, и людях, которые в нем живут. За каждую экскурсию отвечает конкретный художник, который составляет маршрут по наиболее знакомым и близким ему местам-работам. Экскурсии не являются регулярными — каждая из них уникальна и составлена таким образом, чтобы минимально повторять программу других маршрутов. Таким образом, при особой жажде знаний можно не бояться посетить все маршруты — даже точка старта у каждой экскурсии своя, в зависимости от того, куда художник поведет свою группу.
Каждый маршрут имеет свое философское содержание и, пожалуй, главным открытием для посетителей экскурсии становится то, что, гуляя с художником по улицам города, узнаешь не столько о самих объектах стрит-арта, сколько о том, как эти объекты сосуществуют вместе с городом. «На Ульянова тихо» — так называлась последняя в серии экскурсия. Свое название она получила потому, что улица Ульянова, некогда называвшаяся Тихоновской, сегодня является одной из самых тихих улиц оживленной центральной части города.
– Мой интерес к уличному искусству начался со случайно увиденного объекта, — рассказывает жительница Нижнего Новгорода Наталия Кабанова. — С тех пор меня не покидало желание пройтись по городу и посмотреть — что у нас еще есть. Начала искать карту объектов стрит-арта, которая как-то однажды попадалась мне на глаза. И вот уже в поисках этой карты я наткнулась на объявление о серии экскурсий — это значительно интереснее и удобнее самостоятельных поисков объектов по карте.
– А было что-то особенно впечатлившее на экскурсиях?
– Меня впечатлила улица Ульянова. Своей патриархальностью, а еще наличием едва ли не картинной галереи на территории местной психиатрической больницы. Если говорить о домах, то больше всего удивила роспись первого кооперативного дома. Он словно бабушкина салфетка расписан кружевом и изречениями из «Исповеди» Августина Блаженного. В этом доме живут потомки известных в городе людей и художники, рисовавшие на доме, много общались с ними в процессе работы.
Эскиз рисунка на первом корпоративном доме: ул. Нестерова, 35. Со страницы фестиваля «Новый Город: Древний» в Facebook
Спустя некоторое время после начала маршрута, главная его идея становится ясна — это путешествие по улицам и зданиям, находящимся на них. Это путешествие, рассказывающее о том, что происходит со всеми этими зданиями сейчас — какие-то из них собираются сносить, а другие не первый год обещают восстановить, многие из них расселены и заброшены, а некоторые охраняются как памятник истории. Это путешествие, рассказывающее о жителях этих зданий — тех, кто не хочет оставлять свой дом и болезненно реагирует на меняющуюся действительность и тех, кто в ответ на комплементы их исторически значимому жилью предлагают попробовать пережить зиму в доме, где время и развитие бытового прогресса остановились.
В анонсе к экскурсиям организаторы отмечают: «Яркая особенность нижегородского стрит-арта — рисование на деревянных домах, реакция художников на изменяющийся облик города, которую часто называют “нижегородской школой” в уличном искусстве». И эти слова оказываются невероятно точными. Экскурсии по уличному искусству рассказывают именно о реакции на изменяющийся облик города — реакции художников и реакции жителей города.
Организатор серии экскурсий и фестиваля уличного искусства Артем Филатов о своем деле говорит так:
– На самом деле в стрит-арте значительно больше от слова «стрит», чем от слова «арт». Важнее не умение рисовать, а посыл. Очень часто объектами уличного искусства становятся именно надписи — художники намеренно выражают свои мысли именно текстом. Это закон восприятия — буквы всегда «выхватываются» взглядом лучше, чем визуальные образы. Не каждый станет разглядывать рисунок и искать в нем скрытый смысл, вложенный автором. А вот слова, предложения или стихи может прочитать каждый. И понять может каждый.
– Артем, экскурсии и фестиваль «Новый Город: Древний» тесно связаны. Расскажи немного о последнем.
– Действительно, часть работ, вошедших в маршруты экскурсий, нарисованы в рамках этого фестиваля. «Новый Город: Древний» впервые прошел в Нижнем Новгороде в прошлом году. Тогда художники из Москвы, Казани и Челябинска создавали работы на торцах жилых домов. Как и в этом году, мы принимали от жильцов заявки на роспись их дома, общались с ними.
– В этом году что-нибудь изменилось? Что станет итогом фестиваля?
– Мы немного переосмыслили главную задачу фестиваля, собрали больше информации об истории домов, об их жителях. У многих из них мы брали развернутые интервью. Это очень интересно, и по итогам фестиваля мы надеемся выпустить книгу о домах и тех, кто в них живет.
Фото: со страницы фестиваля «Новый Город: Древний» в Facebook
В этом году жители города подали более 40 заявок для того, чтобы именно их дом был расписан художниками. В итоге было отобрано 7 домов, которые 9 художников из России и Израиля будут расписывать с 20-х чисел июня по конец августа. План уже составлен: на доме по улице Нестерова, 35, первом кооперативном доме, уже нарисованы белые кружева, на доме по улице Короленко, 13, «доме с конюшнями», размещаются импровизированные конюшни и изображение конюха. Дом в стиле модерн по улице Алексеевской, 23 украсит лодка, нарисованная в монохромном цвете. На доме бывшей каретной мастерской по улице Добролюбова, 22 появится «ювелирное украшение» — окна, решетка и кондиционер заменят драгоценные камни. Парный дом инженера Ростислава Алексеева, находящийся в окружении множества деревьев, по улице Ульянова, 45А, будет дополнен еще большим количеством цветущих деревьев. В рамках фестиваля будет расписан только один дом из заречной части Нижнего Новгорода, в Ленинском районе по улице Гончарова, 8. На фасаде здания появится изображение кота, который «водрузил на себя архитектурное бремя» и несет его.
– Помимо жильцов домов необходимо согласование работ с администрацией или еще какими-то структурами?
– Администрация является последним этапом согласования работ. Гораздо важнее мнение жителей домов, которые мы собираемся расписывать. Теоретически с точки зрения закона любые изображения на улице являются вандализмом или порчей имущества. На практике же все не так строго, и в городе есть места, где художники могут чувствовать себя спокойно. Художники рисуют в основном на старых домах, потому как, во-первых, на новых строениях и места для творчества нет, а во-вторых, старые (и, как мне кажется, значительно более красивые) дома художник точно не сможет испортить, а вот сделать лучше может вполне.
– Можно ли сказать, что каждый город имеет свое лицо с точки зрения уличного искусства, или же все зависит от конкретного художника?
– Можно! Уличное искусство в каждом городе свое. Например, в Нижнем, как мы уже говорили, часто рисуют именно на дереве. И вообще историческая часть города, в которой обычно работают художники, похожа скорее на большую деревню. Все друг друга знают и отношение друг к другу соответствующее. А также к жителям домов и самим постройкам. Спрашивать разрешения разрисовать дом у его жителей — это традиция. Часто были случаи, когда за время работы над рисунком художник настолько много сближается с жителями, что оставляет у них в квартире краски на ночь, а после приходит проведать.
– Можно ли сказать, что каждый город имеет свое лицо с точки зрения уличного искусства, или же все зависит от конкретного художника?
– Можно! Уличное искусство в каждом городе свое. Например, в Нижнем, как мы уже говорили, часто рисуют именно на дереве. И вообще историческая часть города, в которой обычно работают художники, похожа скорее на большую деревню. Все друг друга знают и отношение друг к другу соответствующее. А также к жителям домов и самим постройкам. Спрашивать разрешения разрисовать дом у его жителей — это традиция. Часто были случаи, когда за время работы над рисунком художник настолько много сближается с жителями, что оставляет у них в квартире краски на ночь, а после приходит проведать.
Нижегородское уличное искусство часто выделяют. За последние пять-семь лет в городе сложилась группа художников, которую сегодня принято называть школой. Это молодые ребята, которые прошли путь от традиционного граффити до собственного самобытного стиля. В Нижнем Новгороде всегда были энтузиасты уличного искусства — один из первых русских журналов о граффити Urban Roots появился именно здесь. Художники говорят, что сам город располагает к рисованию: жители настроены очень лояльно, много старых, разрушающихся и выселенных домов, длинных синих заборов. Первая выставка нижегородских уличных художников прошла в 2009 году, многие из участников тогда еще были школьниками. Теперь же Нижний Новгород разрисован очень плотно. Нижегородцы делают это тихо, без лишнего шума, с охотой сотрудничая с городскими властями.
– Нижегородскую школу можно и нужно выделять, — отвечает на мой вопрос о городских творцах Ульяна Горбунова, представитель галереи современного искусства «ТОЛК», — а больше всего из нижегородских уличных художников я люблю команду «ТОЙ». Все видят их теги (надписи с названием объединения), а рисунков не замечают. А если рисунки и видят, то не верят, что это «ТОЙ», потому что уже привыкли ненавидеть их за эти самые теги. А они — честные, искренние, смешные, ироничные. Самоирония — едва ли не важнейшее качество для художника, как мне кажется.
– Ульяна, а можно ли сказать, что уличные художники руководствуются теорией малых дел?
– Наверное, да. Уличные художники не зря так называются — они творят в общественном пространстве. Это само по себе уже — дело. Рисунок за рисунком они превращают привычное безликое пространство в подобие «дома». Меняя привычные для прохожих стены, художники заставляют людей обращать внимание на то, что их окружает. Улица — это не только пространство для перемещения из точки «а» в точку «б». А рисуя на старых домах, художники обычно контактируют с жильцами. То есть это отнюдь не ночное хулиганство, а именно что взаимодействие рисунка и окружающего пространства, художника и жителей. Это тоже очень важно.
Фото: streetartnn.ru
За время существования культуры стрит-арта в Нижнем Новгороде у городских структур успело сложиться мнение касательно деятельности художников. И взаимодействие художников с этими структурами еще теснее связывает стрит-арт с городом.
– Я бы сказал, что уличное искусство — это не решение проблем, связанных с обликом города, а скорее очень активный стимул к их решению, — рассуждает о роли стрит-арта в городском пространстве Виталий Зюков, глава отдела по связям с общественностью Национальной Ассоциации ЖКХ. — Потому как такое искусство мощно воздействует через визуальный канал на людей. Сначала люди видят, как изменилось здание, интересуются, а потом задумываются: оказывается, все может выглядеть по-другому. Оказывается, неприглядное здание может выглядеть красиво и даже содержать в себе некую логическую загадку. Влияние уличного искусства на облик города только положительное.
– А где, на ваш взгляд, проходит грань между вандализмом и «полезным» уличным рисованием?
– Когда некий рисунок или надпись на стене изображаются человеком с целью отметиться, показать, что это моя «работа», это я сделал, то такие действия будут скорее вандализмом, нежели чем-то еще. Даже если такое изображение сделано анонимно, художественной или эстетической ценности оно не имеет. А вот когда изображение продумано, когда подобранны краски, не конфликтующие между собой, когда нарисованное выглядит органично, приходится к месту — это уже искусство. И пусть даже на работе стоит автограф автора — это совершенно нормально. Подобные изображения гармонируют с окружающим ландшафтом.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости