Новости – Общество
Общество
«Чтоб ходили, как пароходы»
ГАЗ-3409 «Бобр», выпуск 1990-х годов. Источник: Каталог компании РМ Терекс. Ссылка: http://www.rm-terex.com/catalog/gusenichnie-snegobolotohodi/gaz3409-bobr/
Как на Горьковском автозаводе под руководством Хрущева изобретали снегоход
23 февраля, 2016 16:45
7 мин
Любопытная история приключилась с Михаилом Калининым, Председателем Президиума Верховного Совета СССР, в 1942 году. «Русской планете» ее рассказал Алексей Гордин, доктор исторических наук, нижегородский краевед. 19 марта Калинин отправился в Горький вручать коллективу Горьковского автозавода орден Ленина. И уже в черте города, где-то между Канавино и Автозаводом (в границах современного Ленинского района Нижнего — Примеч.РП) автомобиль партфункционера «закопался» в снегу. Да так, что машину пришлось буквально вытаскивать из сугробов. Между тем, на самом заводе ГАЗ конструкторы давно уже бились над созданием универсального снегохода. Не последнюю роль в этих разработках сыграл лично Никита Хрущев, первый секретарь ЦК КПСС.
По системе «Шаева-Маева»
В 1959 году конструкторы Горьковского автомобильного завода получили задание от Хрущева создать на базе автомобилей ГАЗ легкий снегоход для села, заменяющий лошадь и сани. Конструкторы были поставлены в жесткие условия: первый секретарь ЦК пожелал, чтобы у будущего снегохода были колеса с плицами — как у старых пароходов. По задумке главы государства, машина должна была ходить поверх снега, не зарываясь в него глубоко, при этом «есть» мало горючего и быть экономичной при массовом производстве. Работать конструкторской группе пришлось по вечерам и выходным, сверхурочно.
В музее ОАО «ГАЗ» бережно хранят воспоминания одного из ветеранов о том, как горьковчане ездили к Хрущеву согласовывать эскизы будущего снегохода. Как вспоминает Борис Дехтяр, работавший на заводе конструктором, каждую пятницу вечером на завод стал приезжать первый секретарь Горьковского обкома партии Леонид Ефремов. Он доводил до конструкторов замечания Хрущева и знакомился с тем, что уже сделано.
Газовчане стали изучать все о снегоходах. И самый большой опыт в этом деле имел конструктор Всеволод Рубцов. Он занимался снегоходами еще до войны, присутствовал на испытаниях такой техники и наблюдал поведение разных движителей при разных видах и состояниях снега. Сам Рубцов, как пишет Дехтяр, ратовал за сочетание лыж с гусеницей, имеющей обрезинку.
«В 1939 году на ГАЗе произошла так называемая “эпопея”, связанная с именем Хрущева, бывшего тогда первым секретарем компартии Украины, — пишет Борис Дехтяр. — Во время освободительного похода в Западную Украину он увидел, как сотни наших автомашин завязли в грязи. И если бы сопротивление поляков не было сломлено немцами, громившими их с другой стороны, там нам бы досталось, как потом в Финляндии.
В этот момент личный шофер Хрущева Журавлев предложил “простое” решение на уровне компетентности самого Хрущева: надеть вместо задних колес грузовиков ГАЗ и ЗИС гусеничный ход танкового типа. В свите Хрущева нашлись смелые не по уму инженеры: Шевяков и Маев. Они быстро сделали эскизы, а по ним в Харькове построили образец и быстро, но небрежно “испытали” его. Отзыв (из уважения к автору, Хрущеву — Примеч. Дехтяра) был легкомысленным, но положительным. Хрущев нажал еще больше, так как зимой началась финская война, и требовалось двигаться по снегу. В декабре Совнарком обязал ГАЗ и ЗИС наладить серийный выпуск снегоходов системы “Шаева-Маева”, как ее прозвали на ГАЗе».
ГАЗ-65 (1940 гг.) колесно-гусеничный грузовик. Источник: Vmir.su. Ссылка: http://www.vmir.su/98177-gusenichnyy-avtomobil-gaz-65-vremen-sssr-7-foto.html
В марте 1940-го автомобили ГАЗ-65 стали сходить с конвейера. Однако заводские испытания показали полную непригодность этого снегохода. Еще бы, ведь при весе грузовика 1800 кг, к нему подвешивался еще и тяжелый гусеничный ход, весивший 1500 кг.
Детали моста, подвески и движителя ломались, а проходимость и маневренность были плохими, при огромном расходе горючего: 100л/100 км.
Когда Финская война кончилась, на баланс завода легло 150 млн рублей убытков. А автомобили ГАЗ-65 были проданы Сахаротресту. Там с них сняли гусеничный ход и эксплуатировали как обычные грузовики. Гусеницы же отправились… в металлолом.
Победа гусениц
Уже будучи первым секретарем ЦК, Хрущев пригласил конструкторов ГАЗа в Кремль. По воспоминаниям ветерана завода Дехтяра, глава государства сказал: «Вас, наверно, предупреждали: поменьше болтайте, говорить будет докладчик, Хрущеву не возражайте, а то беда будет, или что-то подобное. Забудьте это, не бойтесь, я обещаю — ничего вам не будет. Я хочу только правды и дела. Поймите меня. Мы отняли у крестьян лошадей, свели их почти к нулю в колхозах. Страна наша снежная месяцами, просторы велики. Чем заменить зимой лошадь? “…”
Я уже более 20 лет думаю над механическими санями. Только не аэросани — дорого. Почему нельзя на колесах сделать плицы, чтоб ходить по снегу, мало проваливаясь?»
После основного доклада о том, что снегоходу все-таки нужны гусеницы, случился конфуз: заговорил Рубцов. Он был полуглухим и носил аппарат. И как раз в этот момент у него сели батарейки.
«Плохо слыша, Рубцов кричал и все больше склонялся вперед над столом в сторону Хрущева, сидя с ним визави. Получалось, что слюна, слетавшая с его губ в момент возбуждения, летела прямо в Хрущева, и тот все больше отклонялся назад, но слушал. Остальные следили с содроганием, — вспоминает Дехтяр. — Рубцов продолжал: “Вы говорите — рассчитайте, а я давно уже рассчитал, я тоже 20 лет занимаюсь снегоходами, и говорю Вам: снег не вода, и колеса с плицами в нем зароются, пока снегоход не уйдет на дно. Нужны гусеницы и лыжи. Или совершенно новые машины. Я вот задумал шагающий снегоход, но нужно время. Предлагаю одновременно работать над этими вариантами, снять фильм и все Вам показать”». Никита Хрущев ответил согласием.
Приехав в Горький, конструкторы погрузились в работу, изготовили образцы, испытали их и подготовили научный фильм с историей всех снегоходов, удачных и неудачных, в Союзе и за рубежом. Эту ленту осенью 1960 года показали Хрущеву. Тот сказал: «Так меня и не поняли, — и махнул рукой, — Ладно, делайте свои гусеничные!»
И ГАЗ их сделал. Это был гусеничный транспортер-снегоболотоход ГАЗ-47, разработанный в 1950 году. Он прогремел на весь мир в Антарктиде. Сам же Дехтяр для этой машины спроектировал главную передачу. Позже она стала обслуживать народное хозяйство в северных районах. А село остальных районов так и тонуло в грязи и снегах.
По словам Алексея Гордина, воспоминаниям ветерана вполне можно верить.
– Борис Акимович Дехтяр — человек авторитетный, непредвзятый, — считает Гордин. — История создания тягачей на ГАЗе давняя. Снегоболотоходы, использовавшиеся потом на Крайнем Севере, предназначались для геологов и нефтяников, для промышленных задач — не для села. А вот ГАЗ-69 разрабатывался специально для села и колхозов. Сейчас снегоходы, насколько мне известно, на ГАЗе не выпускаются. Зато машины повышенной проходимости — да. Но они обычные, с четырьмя колесами, не на лыжах или гусеницах.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости