«По моменту появления города предсказан и его конец»
Михайло-Архангелский собор. Фото: Официальный сайт администрации Нижнего Новгорода (нижнийновгород.рф)

Михайло-Архангелский собор. Фото: Официальный сайт администрации Нижнего Новгорода (нижнийновгород.рф)

Об основании Нижнего Новгорода и первых двух веках его истории

В Автозаводском районе Нижнего Новгорода началось возведение храма в честь основателя города — святого князя Георгия Всеволодовича. В конце июля, при установке поклонного креста, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил место, выбранное под строительство храма, и благословил начало работ.

Священнослужители и историки сразу обратили внимание на то, что новый храм станет первым культовым сооружением города, освященным в честь благоверного князя, некогда сделавшего Нижний Новгород столицей одноименного княжества и важным центром «феодальной», а затем и объединенной России.

Вместе с экспертами «Русская планета» вспомнила первые два века истории города, канонизированного основателя и его потомков, более всего повлиявших на судьбу «нижегородчины».

Единственный «святой мегаполис»

Князь Георгий (Юрий) Всеволодович — один из сыновей владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, в 1216 году он принял под покровительство Городец, однако уже через год оставил его, чтобы вернуться в Суздаль, а затем и во Владимир. Как считают историки, в этот короткий период произошли все события, обозначившие необходимость основания города в устье Оки.

– По состоянию на 1221 год (год основания Нижнего Новгорода. — Примеч. РП.) место впадения Оки в Волгу — точная граница «сфер интересов» волжских булгар и княжеств Восточной Руси, — рассказал корреспонденту РП кандидат исторических наук, историк Олег Виноградов. — Булгары несколько раз пытались заключить мир с князем и, наконец, им это удалось. Георгий Всеволодович поспешил занять как можно больше территорий ниже Городца. Так в двух днях перехода от княжеского города появилась новая крепость с деревянной церковью — сейчас это Михайло-Архангельский собор.

По словам историка, одно из главных нижегородских заблуждений — «первозданность» собора, который, на деле, ни в коем случае не является реальным ровесником Нижнего Новгорода. Сохранились лишь его название и местоположение.

– Точно и нельзя сказать, сколько раз собор видоизменялся и перестраивался, — уверяет Виноградов. — В 1227 году появилась белокаменная церковь, которую перестроили в XIV веке. В XVII веке на этом месте появился уже другой собор, который значительно изменился сто лет спустя. Привычный для горожан вид храма — это реалия XVII – XVIII веков. К святому князю Георгию нынешний собор имеет лишь «наследованное» отношение.

Кстати, по факту канонизации князя, Нижний Новгород имеет уникальный статус в России — это единственный крупный город (миллионник), основанный святым. Самого Георгия Всеволодовича часто называют одним из главных популяризаторов православия в Поволжье, особенно — среди мордвы, черемисов, чувашей и прочих народностей. В летописях его описывают как милостивого и щедрого человека: по повелению князя в Нижнем были построены Преображенский собор (разрушен в 1918 году) и Благовещенский монастырь (существует до сих пор).

– По поводу канонизации русских князей часто возникают некоторые споры, о которых неприятно и неправильно говорить, — рассказал корреспонденту РП отец Михаил (Смирнов). — Князь суздальский Георгий Всеволодович причислен к лику святых абсолютно правильно и в соответствии с православной традицией. Главным чудом принято считать нетленность мощей, которые были обретены спустя 400 лет после гибели князя. Что касается земного пути, то он тоже был праведным — основателя Нижнего Новгорода по праву можно считать мудрым и благочестивым правителем. Он не испытывал ненависти к врагам, чтил монашество и помогал простым людям. Согласно некоторым источникам, князь позволил переселиться в «новый город» опальным крестьянам и ремесленникам из Великого Новгорода, потомки которых затем и превратили Нижний в важный торговый и ремесленный центр.

Однако, как считает отец Михаил, такое переселение могло быть и просто легендой. Как и многое, связанное с жизнью и правлением князя Георгия. Естественно, подвергаются сомнению возможность основания в лесах легендарного града Китежа, поддержание дружеских (и даже братских) отношений с мордвой и красивая сказка о возможном конце Нижнего Новгорода.

– Это древняя история о почаинском камне. Поговаривают, будто бы его нашел сам святой князь, — пересказывает легенду священнослужитель. — Сейчас этот камень запрятан в холмах недалеко от кремля, но неизменно веками из-под него бьет маленький ручеек. По моменту появления города предсказан и его конец — однажды камень сдвинется, и хлынувший поток, якобы, затопит весь Нижний Новгород.

За Тохтамыша

Но есть малоизвестная история и об основании города. Эрзяне (представители мордовской национальной группы), как и некоторые другие народы Среднего Поволжья, уверены, что русские князья не заложили Нижний Новгород, а лишь захватили его. Точнее — крепость на его месте под названием Обран Ош.

– Мордвой до сих пор принято считать, что Нижний Новгород и не был основан в 1221 году, — рассказала историк-краевед Галина Маринова. — Начало истории города они связывают с XI веком, а первый расцвет — с именем эрзянского князя Пургаса. Именно с ним Георгий Всеволодович и вел ожесточенную борьбу за эти земли. Но есть одна интересная деталь: существование Обран Оша — это не исторический факт, ведь остатки поселения так и не были найдены.

Краевед считает, что город с таким названием мог существовать, но в некотором удалении от исторической части современного Нижнего Новгорода. Называются ближайшие территории — в районе нынешней Рождественской улицы; чуть выше по Оке — около Благовещенского монастыря; и совсем выше — на месте сел Новинки и Сартаково. Но за годы поисков ничего так и не было обнаружено.

– Важно сказать, что нижегородский край был настоящим форпостом в борьбе зарождающегося русского государства с национальными меньшинствами и Золотой Ордой, — рассказывает Маринова. — Но правых и неправых здесь не стоит искать, все боролись за свои интересы, силой или словом оспаривали права на эти территории. Впоследствии и сами суздальско-нижегородские князья отстаивали свои интересы перед Москвой, не гнушаясь алчностью и мирными «договорами» с монгольскими ханами. Это вполне относится и, например, к Дмитрию Константиновичу — пожалуй, самому знаменитому и деятельному нижегородскому князю. Известно о его противостоянии с московским князем Дмитрием Донским. Ведь в 1382 году нижегородцы и вовсе выступили за хана Тохтамыша, «безоружно» поддержав разорение Москвы. Их интересовало исключительно процветание собственных земель.

В ходе беседы с экспертами, удалось выяснить, что, являясь Рюриковичами, князья Георгий Всеволодович и Дмитрий Константинович были дальними родственниками — естественным образом наблюдалась преемственность на суздальско-нижегородском княжестве. Если говорить конкретно, Дмитрий Константинович был праправнучатым племянником основателя города. В генеалогических тонкостях помог разобраться Олег Виноградов.

– Дмитрий Константинович Суздальский — это праправнук владимирского князя Ярослава, то есть брата Георгий Всеволодовича. У Ярослава, кстати, был знаменитый сын; мы все о нем слышали — это Александр Невский. А его праправнук — это как раз Дмитрий Донской. Так что противостояние «двух Дмитриев» можно считать родственным. И, несмотря на последующее примирение, суздальско-нижегородская и московская «борьба» прокатилась через века российской истории. От Донского пошла ветка Великих московских князей вплоть до Ивана Грозного, а от Василия Кирдяпы (сына Дмитрия Константиновича) — род Шуйских. Кстати, правитель Руси в Смутное время Василий Шуйский родился именно в Нижнем Новгороде!

По словам Виноградова, именно с вынужденного согласия Василия Кирдяпы началось объединение московских, нижегородских и суздальских земель. Сопротивляться татарам в одиночку потомки Дмитрия Константиновича не могли и предпочли спокойный удел в городе Шуя — отсюда и пошло название рода.

– Князь Дмитрий Суздальский — уникальный человек. В какой-то степени его «правление» Нижним Новгородом можно назвать временем суверенитета этого края; феодальной, но состоятельной государственностью суздальско-нижегородского княжества. При нем был сооружен первый каменный кремль, велась борьба за новые земли, город в первый (и единственный) раз посетил Сергий Радонежский, велась летопись. А уже его сын Василий Кирдяпа выбрал совершенно другой путь. Многие трудности были еще впереди, но Нижний Новгород навечно закрепился за Москвой.

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»