Шипы, шипы, шипы — а потом розочка
Фото: Полина Троянова

Фото: Полина Троянова

«Русская планета» выясняла, почему современному обществу просто необходимы клоуны и как «снять маску и быть настоящим»

«Корабли, рыбы и птицы» — спектакль, который недавно, 18 мая, увидели многие нижегородцы на водной сцене под Чкаловской лестницей. Главный персонаж спектакля — клоун Авабука, городской чудак или городской домовой, как он себя сам называет. Его можно встретить на улицах Нижнего гуляющим под своим ярким зонтиком, украшенным оригами, или едущим в трамвае с двумя огромными чемоданами вприхватку. Он заигрывает с прохожими и дарит им хорошее настроение. «Русская планета» провела целый день с клоуном-мимом и узнала, зачем нужно быть смешным в мире, где почти все стремятся выглядеть успешными и респектабельными, но никак не чудаками. И смеются ли современные дети над шутками клоунов?

Мы договорились встретиться с Павлом Алехиным (он же Авабука. — Примеч. авт.) утром в центре современного искусства «Арсенал». Там Павел часто разминается, когда нет выступлений. Милая девушка в «Арсенале» проводила меня до кинозала, где репетирует Авабука. Я услышала трогательную, даже драматическую музыку и увидела Павла, который самозабвенно танцевал один в большом зале. Даже трудно было предположить, какую сценку может репетировать веселый клоун под такую пронзительную музыку. Но Павел разъяснил, что происходит:

− Я ничего не репетирую, а импровизирую под музыку современного композитора Владимира Мартынова. Так я пытаюсь избавиться от шаблонности мышления, найти какие-то новые движения, работаю над пластикой. Когда я бываю на различных фестивалях, то вижу, как многие клоуны, мимы повторяют друг друга, двигаются шаблонно. Мне хочется уйти от этого.

− Это такая театральная методика?

− Можно и так сказать, но я ее сам придумал.

Какого-то специального образования в области клоунады у Павла Алехина нет, все его успехи в этом виде искусства связаны, скорее, с его собственными усилиями.

− Однажды я наткнулся на статью великого клоуна Вячеслава Полунина, он рассказывал о чудесном искусстве пантомимы. И это слово золотыми буквами встало передо мной. Я подумал, как же это здорово: не используя слов, выражать различные эмоции, действия, — рассказывает Алехин. — Я стал заниматься в студии пластики и пантомимы «Малиновая гряда», но всегда понимал, что клоунада — это вершина актерского мастерства, которую нужно достичь. У нас в Нижнем Новгороде учителей по клоунаде нет, поэтому я стал выходить на улицы города и выступать перед публикой, пробовать свои силы. Я вставал около каких-то объектов, прогуливался, пытался почувствовать улицу, людей. И потом постепенно осознавал, как можно с этой улицей взаимодействовать. Над кем-то я зонтик проносил, кому-то доставал из кармана оригами и дарил, заходил в трамвай, а за проезд платил цветным конфетти. Словом, находил какие-то вещи, которые могли развеселить людей.

− Искусство клоунады — это искусство рассмешить людей?

− Клоунада — это, прежде всего, состояние ребенка, его способность удивляться окружающему миру, смотреть на все широкими глазами. Клоун как дитя — всем увлечен, не пытается кому-то понравиться, а смешон потому, что искренен и непосредственен в своих действиях. Как сказал испанский клоун Джанго Эдвардс, мы все рождаемся клоунами, а потом это состояние утрачивается. Сначала мы были открыты всему миру, были естественны, а потом нас научили вести себя прилично, брать пример с кого-то, быть как все. Очарование и сила клоуна в том, что он может взять человека за руку и привести за собой в мир детства, позволит человеку снять маску и почувствовать себя настоящим. Сегодня способность людей посмеяться над собой все больше утрачивается. Клоун же позволяет себе такую роскошь и именно этим располагает к себе.

Но почему тогда многие недолюбливают клоунов?

− Всегда видно, когда человек действительно существует как персонаж, а когда он только изображает, что он клоун. Зритель видит в этом неправду и такому клоуну не доверяет. Поэтому можно услышать разное: «я с детства клоунов не люблю» или «меня клоуны пугают». Настоящий клоун никогда не испугает, никогда не оставит человека равнодушным. Клоунада — это высший пилотаж актерского искусства, когда актер приближается к состоянию ребенка или животного. Например, Луи де Фюнес — он как птичка. То, что было присуще его природе, он довел до совершенства, до гротеска. Клоуну важно найти органичную для себя маску, в которой он мог бы легко существовать и общаться с публикой. У каждого она своя. У Чарли Чаплина она искрящая. У Бастера Китона — более сдержанная, когда он с холодным лицом попадает в нелепые ситуации. У Олега Попова — солнечная. У Юрия Никулина — маска простака из народа.

− Все имена, которые вы назвали, из прошлого. Почему сегодня нет таких звезд из мира клоунады?

− Мало сильных учителей, у которых можно было бы учиться. Нет уже таких мастеров, как Карандаш, Леонид Енгибаров. Самый сильный учитель сегодня — Слава Полунин, и у него учатся очень хорошие и талантливые ребята. Из-за того, что мир стал таким открытым, доступным, профессия клоуна стала интернациональной. Как только появляется талантливый клоун, его приглашают работать за рубеж, так как профессия эта сегодня очень востребована. Поэтому мы не слышим их имен, но они есть. В СССР клоуны не могли никуда уехать и работали в наших цирках, были у всех на виду. Еще клоуны стали не такими заметными, потому что много разных шоу и в театре и по телевидению. В цирк не стали ходить так часто, и так праздник целый день.

Настоящее искусство клоунады, считает Авабука, это постоянная пахота и труд, а далеко не сплошное веселье:

− Нужно много вкладывать в свой образ, в свою профессию. Нужно постоянно напитывать его культурой мышления, находить какие-то ходы из кино, театра, танца. Наблюдать за людьми из разных профессий, как они ходят, двигаются, как они существуют в обыденной жизни, в какие нелепые ситуации попадают. Олег Попов говорит, что клоунада — это такое состояние, когда шипы, шипы, шипы, а потом — раз! — и розочка. Потом опять шипы, шипы, шипы и розочка. Постоянно натыкаешься на какие-то препятствия, на трудности, но должен в себе поддерживать внутренний огонек, потому что легко в нашей жизни встретить жестокость, неприятие, насмешки, легко замкнуться и отказаться от этой работы.

Клоун — востребованная современная профессия. Но Алехин не стремится скорее покинуть город ради столичных или заграничных театров или цирков. Он ощущает, что его работа важна именно в Нижнем Новгороде.

− Мне кажется, это важно, чтобы в городе существовал такой персонаж, как Авабука, дарил людям радость бытия, являлся бы такими домовым, хранителем сказок, атмосферы города. Сегодня для меня это ценно, — признается Алехин.

На вечер у Павла Алехина запланировано выступление для выпускников детского сада. И он, прихватив с собой два чемодана реквизита, отправляется в Московских район. Выступления на детских праздниках — основная работа Авабуки. Я отправляюсь вместе с ним.

− Вы много работаете с детьми. Какие они — современные дети? Смеются ли они сегодня над шутками клоуна?

− Дети — всегда хорошие. Трудности с ними возникают из-за нас, взрослых. Если ребенок растет в гармонии с миром, он готов воспринимать этот мир непосредственно и искренне. Трудности возникают, когда родителям не до ребенка или когда ребенок мало бывает на природе, мало подпитывается какими-то важными вещами. Проблема, когда маленькому человеку больше интересна компьютерная игрушка, чем игры во дворе, когда он предпочитает смотреть телевизор, чем рисовать или читать книжки. Тут все зависит от родителей, что они вложили в своего ребенка. Клоун хорош тем, что помогает ребенку увидеть, как прекрасен этот мир и интересен сам по себе. Как можно весело бегать по улице, танцевать, общаться друг с другом. Как из простых вещей можно сделать чудо — барабан из пластиковой бутылки или «секретик» из фольги и цветов.

Мы приехали в одно из кафе Московского района. Времени для подготовки немного, скоро придут дети. Авабука в спешке раскладывает реквизит, нужно еще переодеться и загримироваться. Наложить грим Павел не успевает. В зал входит озорной мальчишка вместе со своей мамой. «А я вас помню!» — заявляет он. Алехин тут же входит в образ и начинает шутить с мальчуганом. Пока не подоспели другие дети, наш герой прячется в туалете.

− За время моей работы готовиться к номеру приходилось в самых неожиданных местах, — признается он, — нельзя же лишить детей иллюзии и сказки.

В туалете перед зеркалом Павел перевоплощается в привычный для всех образ — Авабуку. Но Тимур — озорной мальчуган — идет напролом вместе с еще несколькими товарищами и подружками.

− Он там, он спрятался! — слышатся детские голоса.

− Вот так часто представление начинается раньше запланированного времени, — комментирует Авабука. — Клоун интересен тем, что сразу реагирует на ситуацию. Этому хорошо учит улица. Действо всегда может развернуться совершенно в другую сторону. Недавно в сценке «Наполеон», где у меня разваливается лошадка, дети просто взяли и растащили ее по углам. Я не смог продолжить выступление, потому что у меня просто не оказалось реквизита. Я понял, что «карьера Наполеона» на этом закончена, я тоскливо снял шляпу и побрел куда-то вдаль, плача. И вдруг из зала раздается детский голос: «верните ему лошадь!» Так эта история обрела совершенно другой драматический ход.

Несколько детей все-таки прорываются к Авабуке. Все хотят его рассмотреть поближе, потрогать.

− Однажды я настолько впечатлил маленького мальчика, что он крутился, крутился возле меня, а потом взял и укусил. Это, судя по всему, было высшим проявлением его любви, — вспоминает Авабука.

Наконец дети немного успокоились, родителям удалось усадить их за стол. Через несколько минут выход Авабуки.

Выступление начинается с репризы — небольшого фрагмента из спектакля «Корабли, рыбы и птицы». Авабука танцует под своим зеркальным зонтиком, играет с большим бумажным корабликом и журавлем. Дети в восхищении охают, ахают, аплодируют. Но они не спокойны: кто-то постоянно вскакивает с места, пытается схватить реквизит клоуна или самого Авабуку. Но ему удается сдерживать эмоции молодой публики:

– Кто будет тихонько сидеть на стульчике, тот обязательно поучаствует в номере.

Стало ясно, что одного актерского таланта мало, чтобы удержать внимание такого зала, нужно еще обладать огромным запасом терпения и педагогической тонкости, что, конечно, присуще Авабуке. Лично мне так и хотелось закричать: «Да сядьте вы все, наконец!»

По окончании праздника Павел Алехин не стал переодеваться, а поехал домой прямо так — в образе Авабуки, с чемоданами под мышкой и зонтиком наперевес. И все ради того, чтобы в памяти детей и взрослых сохранялась тайна сказочной души клоуна.

«Самое главное, чтобы у тарантаса не было педалей» Далее в рубрике «Самое главное, чтобы у тарантаса не было педалей»Чего ждать нижегородцам от предстоящих праздников Читайте в рубрике «Титульная страница» Школа вундеркиндовЛетняя Олимпиадная школа МФТИ выпустила очередных питомцев Школа вундеркиндов

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»