«С духами и призраками жить веселее и интереснее»
Фото: Сергей Жульев

Фото: Сергей Жульев

Корреспондент «Русской планеты» поговорил с исследователями тайн и легенд Нижнего Новгорода

«Видимо, человек столь сложной судьбы и могучего духа не мог стать тихим мирным дымком или просто отправиться на покой», — так ответила на просьбу рассказать о призраке Максима Горького историк и писатель Лида Сенюткина, автор книги «Городские легенды Нижнего Новгорода». Рассказы о «возвращении» писателя в здание музея-квартиры на улице Семашко и в нынешний литературный музей его имени на протяжении десятков лет проскальзывают в среде нижегородцев, погруженных в мистику и городскую историю. Побеседовав с Лидой, а также с другими местными историками и краеведами о том, откуда берутся подобные городские легенды, я отправился в оба «горьковских» музея на встречу с их смотрителями — узнать, видели ли они призрак писателя, и послушать другие малоизвестные истории о Нижнем Новгороде.

Золотые яблоки, домовой и купчиха

В литературном музее на улице Минина я оказываюсь тет-а-тет со смотрителем Еленой Родионовой. Пока мы продвигаемся по экспозиции, она рассказывает мне, что именно в этом здании Даль дописал свой словарь до буквы «П», что фотограф Карелин был женат на дальней родственнице Лермонтова, и она сама здесь бывала. А еще о том, что в конце позапрошлого века от заднего крыльца дома и до самой Волги тянулись две полосы садов с мраморными лестницами, фонтанами, диковинными цветами и подогревом теплиц. Признаться, ничего подобного я раньше не слышал.

– Там, где сейчас Политех, в то время находились конюшни и выгон для лошадей, а еще дальше — сады, которые раскинулись до самой усадьбы Рукавишниковых. У них самих сад был еще прекраснее. Поговаривают, что там даже росли золотые яблоки, — доходит, наконец, до легенд Елена Родионова. — Кажется, что в Нижнем Новгороде тогда любая сказка могла оказаться былью, а любая быль сказкой. Золотые яблоки у Рукавишниковых, что тут такого? Такие рассказы не появляются просто так, богатство людей давало для этого серьезные поводы, а сейчас это уже въелось в память, но проверить, понятное дело, ничего нельзя.

Подтверждает слова смотрителя литературного музея историк-краевед Нина Куренкова:

– Верить в такие легенды — значит гордиться прошлым своего края. Конечно, это такой местный фольклор, но нет никакого смысла видеть все абсолютной ложью. Я предлагаю считать подобные рассказы красивой метафорой. Мол, Рукавишниковы были настолько богаты, что в саду они собирали «золотые яблоки»; может люди говорили это для того чтобы не искать другие, более прозаические объяснения. Нарисуйте себе эту картину, и ведь даже нет мысли о том, что яблок из драгоценного металла быть не может.

Вспоминает Рукавишниковых и директор музея архитектуры и быта НГИАМЗ Марина Бугрова:

– С особняком семейства действительно связано много легенд. Достаточно обратиться к книге Ивана Рукавишникова «Проклятый род». Что касается нашего музея на Щелковском хуторе, то там только домовые живут.

На вопрос «Видели ли вы когда-нибудь домовых?» Марина Бугрова с юмором, но твердо отвечает:

– Домовых не видят, их чувствуют! Я сама мало интересуюсь городскими легендами, но уверена, что они нужны всем.

По словам краеведов, людей всегда манит загадочность и мистика, особенно если она находится «в шаговой доступности» — в твоем же городе.

– По этой причине легенды о призраках, таинственных убийствах и страшных находках никогда не забываются, а только видоизменяются или становятся более современными. Им нужно жить. Если о призраке уже много лет ничего не слышно, то, скорее всего, он в ближайшее время обязательно появится. К тому же духи известных людей увеличивают интерес к тем же самым музеям в разы, их редко воспринимают в отрыве от подлинной городской истории, — заявляет Куренкова. — Часто говорят и о призраках людей, архетипы которых характерны для той или иной местности. В Нижнем Новгороде я слышала о призраках бурлаков, купцов, страшные истории о старообрядческих скитах.

Доказывает это, например, легенда о призраке купчихи Рябининой, жившей на Ильинской улице, которую рассказала Лида Сенюткина:

– Она была женщиной простой, из деревни, и привыкла сидеть на завалинке, поглядывая на прохожих. Поэтому приказала построить удобный балкон, на котором целыми днями пила чай. Если присмотреться, ее дух и сейчас можно там увидеть — полная женщина в синем чепчике и пышном сарафане сидит за столом с чашкой чая в руке. Часто ее видят люди, вообще не знающие истории этого дома, даже не понимая, что перед ними призрак.

По словам Сенюткиной, у каждой истории чаще всего есть реальное основание, но оно порой ничтожно мало:

– У каждого дома есть своя легенда. Воспоминания о ней всплывают в самый неожиданный момент. Это часть культуры города, его темной стороны и просто шикарное народное творчество. Все, что может быть, я признаю существующим. С духами и призраками жить веселее и интереснее, — уверяет писательница.

Горький гремит сапогами

Оказавшись в каминном зале литературного музея, сразу вспоминаю слова о том, что хоть писатель никогда и не бывал в этом доме, многие регулярно слышат главный атрибут «призрачного» Горького — стук сапог.

– Лично я с приведениями здесь не сталкивалась, — говорит Елена Родионова. — Вы правильно говорите — стук сапог, но посмотрите на пол: я иду, а в нескольких метрах от меня паркет отзывается странным звуком. Конечно, кажется, что за мной кто-то идет, но я неоднократно бывала здесь одна поздно вечером — ничего. Даже если верить в сверхъестественные явления, то следует помнить, что в этом здании никогда не происходило никакого зла. Откуда тогда здесь взяться духам? Тем более призраку Горького, он же тут не был. Это вам нужно в музей-квартиру на Семашко.

Отправляюсь туда. Иначе это здание называется домом Киршбаума, там Горький в течение многих лет снимал 10 комнат на втором этаже. По утверждениям Лиды Сенюткиной, ходят легенды, что в музее целых два призрака:

– Его еще называют «Домом разбитых сердец», потому что оттуда Горький уехал к новой возлюбленной в Москву, а жена Екатерина осталась здесь. Позже она помогла создать музей и теперь будто приглядывает за домом: перекладывает шкатулки, открывает и закрывает ящики, переставляет вазы с цветами. Это очень мирный дух, никого никогда не пугает, в отличие от беспокойного духа Горького — этот ходит по лестницам и этажам, стучит подкованными сапогами и, якобы, приводит в ужас всех, кого повстречает.

Дом действительно более «живой», чем музей на Минина, а от этого более страшный. Кое-где на полу вижу восстановленные элементы паркета — скрип пола, особенно в большой столовой, очень сильный. Пройдя экспозицию, нахожу смотрителя и спрашиваю о призраке Горького:

– Я ничего никогда не видела, только слышала легенду. И ночами мы здесь не остаемся: в музее много ценных вещей, особенно в кабинете писателя, поэтому работает система сигнализации, и охранник периодически осматривает второй этаж — вдруг что случится. Не знаю, видел ли он что-нибудь.

– В подобных местах люди формируют большой объем мыслей и воспоминаний о прошедших событиях, это можно назвать и энергетикой. Способствует этому и множество старинных вещей. Не исключено, что под таким «гипнозом» можно увидеть, а тем более услышать, очень многое. Даже исследователи паранормальных явлений говорят о том, что призраков, прежде всего, рождает память, — ставит итог Нина Куренкова.

«500 человек — это только просчитанные риски» Далее в рубрике «500 человек — это только просчитанные риски»На автобусном и моторном заводах в Нижегородской области предстоят крупные сокращения Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»