Пропавшая святыня
Икона Казанской Божией Матери. Фото: из архивов.

Икона Казанской Божией Матери. Фото: из архивов.

Нижегородские краеведы обнаружили след утраченного списка Казанской иконы Богородицы, принадлежавшего царю Алексею Михайловичу

В фонде Центрального архива Нижегородской области найдены документы, которые составляют дело № 419 «Дело по прошению крестьянки Нижегородской губернии Семеновского уезда скита Шарпанского девицы Ивановой о насильственном отнятии у нее раскольничьей иконы». Материалы касаются поездки писателя и краеведа Павла Ивановича Мельникова-Печерского в Шарпанский старообрядческий скит в 1848 году. Среди них раппорт и докладная записка, письма нижегородского военного губернатора Михаила Александровича Урусова и епископа Иакова.

Чиновник по долгу службы и художник по призванию Мельников-Печерский всю свою жизнь посвятил изучению церковного раскола, вошел в историю как один из крупнейших исследователей старообрядческого движения в нижегородском Поволжье. С Нижним Новгородом его связывает не только сам факт его рождения, но и становление как личности, писателя, этнографа, а также чиновника особых поручений. Именно здесь Павел Иванович начал свою служебную карьеру. А уже на старости лет описал свои «особые поручения» в знаменитой дилогии «В лесах» и «На горах».

До сих пор фигура Мельникова актуальна. Историки продолжают исследовать отдельные фрагменты его биографии и время от времени находят не тронутые руками исследователей документы, хранящиеся в архивах. Очередные новые материалы были обнаружены совсем недавно. Сотрудник Центра краеведческих исследований Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Татьяна Иванова рассказала корреспонденту РП, почему их значение для историков и краеведов велико:

– Они проливают свет на судьбу почитаемого списка Казанской иконы Богородицы, который принадлежал царю Алексею Михайловичу. Это была его домашняя икона. Царь Алексей, так же, как и его отец Михаил Федорович, чтил Казанскую как покровительницу рода Романовых и государственную святыню. Еще до никоновских реформ (в исторической литературе церковной реформой патриарха Никона называется серия принятых в середине XVII века мер по исправлению богослужебных книг и унификации московской богослужебной практики с греческой, которые вызвали раскол Русской православной церкви и повлекли возникновение старообрядческих течений. — Примеч. РП.) Алексей Михайлович подарил этот список Соловецкому монастырю, а оттуда соловецкий инок Арсений привез его в Нижегородский край. По преданию после разгрома обители именно образ Богородицы привел схимника в Заволжье, в Чернораменские леса, где Арсений и устроил скит.

В 1848 году Павел Иванович служил в должности старшего чиновника особых поручений при губернаторе Урусове. Ему поручили отправиться в поездки по Нижегородской губернии, в которых он осматривал раскольничьи скиты, разыскивал редкие книги и иконы, ценимые старообрядцами. Особенно много ему приходилось общаться со старообрядцами нижегородского Заволжья. Когда вышли решительные правительственные распоряжения об уничтожении скитов, чиновник Мельников исполнил роль гонителя. В 1847–1848 годах Павел Иванович провел ревизию старообрядческих скитов, после чего на имя Урусова и пришло прошение из Шарпанского скита.

Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. Фото М. П. Дмитриева, конец ХIX–начало ХХ веков

– Этот скит был построен в 1976 году недалеко от деревни Ларионово и принадлежит к числу старейших, — продолжает Татьяна Иванова. — Жительница Шарпанского скита Анна Иванова обратилась к нижегородскому губернатору с просьбой вернуть чудотворную икону Казанской Божией Матери, которую чиновник Мельников в ходе обыска ее комнаты забрал без объяснения причин. Этому делу дали ход, и впоследствии икона была отдана в Нижегородскую духовную консисторию (местный орган, ведавший до революции делами Русской православной церкви на территории епархии. — Примеч. ред.), о чем и сообщил Мельников-Печерский в своем рапорте губернатору. Далее путь следования чудотворной иконы Казанской Богородицы лежал в кафедральный собор. Об этом свидетельствует запись нижегородского епископа Иакова вице-губернатору М. М. Панову, в которой он ссылается на указ Святейшего Правительствующего Синода. Епископ предписывает ни в коем случае не возвращать икону скитнице Ивановой. А ей, в свою очередь, было строго оговорено, чтобы она не смела именовать себя скитскою жительницей. Спустя некоторое время Казанская была передана в единоверческий Керженский Благовещенский монастырь. Однако после революции икона пропала столь же бесследно, как и ее легендарный первообраз (московский список иконы Казанской Божией Матери, с которым князь Дмитрий Пожарский вел ополчение. — Примеч. ред.).

Что касается последующей истории Шарпана, то этот скит пробовал возрождать нижегородский купец и благотворитель Николай Александрович Бугров. Он с почтением относился к Шарпану и в 1911 году стал помогать скитникам. Но длилось это недолго. Спустя девять лет скит закрыли. И только в 1995 году началось его возрождение. Законодательное собрание Нижегородской области объявило Шарпан достопримечательным местом, а его территория была внесена в реестр земель историко-культурного значения. Сегодня останки древнего скита являются местом паломничества и поклонения староверов.

С 1 июля меняются тарифы на коммунальные услуги Далее в рубрике С 1 июля меняются тарифы на коммунальные услугиКакие тарифы на ЖКХ в Нижнем Новгороде ждут население в 2016 году Читайте в рубрике «Титульная страница» Пыль и жирУченые пришли к сенсационному выводу - к ожирению может привести обычная домашняя пыль! Пыль и жир

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»