«В детских стихах лирике лучше»
Фото: из личных архивов Галины Дядиной

Фото: из личных архивов Галины Дядиной

Писательница Галина Дядина — о том, зачем современным детям нужны стихи

Имя арзамасской детской писательницы Галины Дядиной все больше на слуху. Сегодня ее книги успешно издаются как нижегородскими, так и московскими издательствами. В 2006-м году Дядина заняла третье место на Международном конкурсе детской и юношеской литературы имени А.Н.Толстого, а в этом году вошла в шорт-лист конкурса «Новая детская книга» издательства «РОСМЭН». Сама же Галина признается, что стихи пишет не для наград или заработка, да и вообще не считает себя писательницей.

– Галина, как и когда вы начали писать стихи? Вы изначально ставили перед собой цель — стать детским писателем?

– Я начала писать стихи в школьном возрасте. Это произошло как-то само собой. Стало что-то придумываться и записываться. Наверное, это такой способ выразить свои мысли и чувства для человека, который достаточно замкнут. Хотела стать «серьезным» лириком. Правда, в старших классах мы с подружкой придумывали на уроках очень смешную поэму, и сейчас я думаю, что это уже тогда был мостик к будущим детским стихам, которые по большей части тоже веселые и игровые. На занятиях, где нельзя смеяться, лучше всего получается придумывать всякие шутки. Ну, а когда родилась дочка, и в жизнь возвратились старые детские книжки и пришли новые, попробовала тоже в это поиграть, и оказалось очень интересно. Но лирическая склонность все равно никуда не девается. Мне кажется, в детских стихах ей даже лучше. И мне самой хорошо в стихах — счастливей, чем в любом другом деле.

– Сколько у вас на сегодняшний день изданных книг?

Книги я не считаю, хотя их немного. Может быть, пять или шесть. А новая только что вышла в издательстве «РОСМЭН» и называется «Елкины игрушки от пола до макушки». Там стихи про каждую игрушку на новогодней елке.

– Считаете ли вы себя успешным писателем?

Я вообще себя не считаю писателем. Но есть люди, для которых или благодаря которым мне хочется писать. Я очень дорожу ими. А жить стараюсь как-то так, чтобы не нагружать стихи коммерческими обязательствами. Мне кажется, этого не должно быть.

– Многие писатели так и остаются неизданными. Как вам удалось «пробиться» к своему издателю?

По-моему, главный секрет успеха — просто писать. Если это удовольствие, то, значит, успех уже есть. Наверное, так в любой работе. Когда ты любишь дело и готов заниматься им даже бесплатно — это большое достижение. А «конкурсы», конечно, были. Поиски поощрения, общения. Мне очень помогли форумы в Липках, которые ежегодно проводятся Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Александровича Филатова. Они познакомили меня со многими талантливыми людьми, которые сейчас, так или иначе, присутствуют в моей жизни. Еще есть тоже ежегодный конкурс для молодых детских писателей, который проводится петербургским издательством «ДЕТГИЗ». Детгизовские семинары — это большая школа. Все это — развитие, которое к чему-нибудь хорошему да приводит.

– Легко ли провинциальному писателю пробиться к своей аудитории, или у столичных писателей все же больше возможностей?

Наверное, каких-то больших различий нет. Хотя я иногда завидую, что у москвичей, например, есть возможность пойти на книжную ярмарку или съездить в Переделкино на «Костер Чуковского». Провинциалу же нужно «серьезно» ехать, покупать билеты, на которые не всегда есть деньги, да и по времени это дольше. Но зато, если выдалась поездка, от нее больше впечатлений, больше, может быть, радости… Поэтому, наверное, и к лучшему… Однажды по телевизору я смотрела интервью с Александром Кушнером. Ведущий передачи его спросил: «Где, по-вашему, литературный (или поэтический) центр в нашей стране?» И он ответил: «Вот где сейчас сидит какой-нибудь молодой человек и пишет гениальные стихи, там и центр». Может быть, он не точно так сказал, а как-то лучше, но я запомнила, как смогла.

– Ваши стихи можно найти на бесплатных Интернет-ресурсах, вроде Стихи.ру. Почему вы решили разместить некоторые произведения в свободном доступе?

А как иначе, кроме как бесплатно и свободно? На «Стихах.ру» я и появилась как «детский поэт». Все первые попытки — там. До недавнего времени старалась новое «складывать» туда, потому что в домашнем компьютере не получается все аккуратно копить, а на «Стихах.ру» — удобно. И люди читают. Иногда оставляют какие-нибудь отзывы. Это приятно. Мне эта «площадка» помогла «родиться». Причем для меня она была тоже бесплатна и свободна.

– Важно ли для писателя участвовать в литературных конкурсах?

Сейчас награды, звания и победы для меня не имеют большого значения. Интересно иногда участвовать в конкурсах, и, если повезет победить — здорово. Но всегда должно быть что-то другое, что поддерживает желание сочинять. Наверное, у каждого все по-разному. Но что-то должно быть, какой-то независимый интерес.

– Как появляются сюжеты ваших стихов?

Все происходит по-разному: иногда легко, иногда с трудом, иногда из жизни, а иногда из головы.

– Находясь в творческом процессе, размышляете ли вы о том, будут ли ваши стихи интересны детям? Насколько ваши стихи современны или они вне времени?

Иногда я пишу для себя, не задумываясь, понравится ли детям. Иногда, наоборот, задумываюсь. Думаю, что детских стихов совсем вне времени не бывает. Быстро или медленно, даже классика все-таки тоже стареет. Потому что развивается язык, жизнь движется, и со временем, появляются какие-то непонятности. Поэтому хорошо, если стихи успевают полюбить «вовремя», когда они еще недавно написаны (это я не о себе, а вообще). Но и насколько можно быть полностью современным тоже не знаю, потому что все-таки писатель не ровесник детям, а старше их, и с каждым годом все больше, поэтому, наверное, все больше отстает.

– Какие книги вы выбираете для своих детей, и есть ли в этом списке современные писатели?

Мои дети с довольно большой разницей в возрасте. Дочка уже подросток и любит читать. Она во многом сама выбирает и может жить пятью книгами параллельно (правда я не понимаю, как она не путается). В основном это современное фэнтези. Но иногда я нахожу ей и что-то другое, о чем слышу хорошие отзывы. Недавно она с удовольствием прочитала «Сахарного ребенка» Ольги Громовой. А четырехлетнему сыну ищу какие-нибудь сказки. Правда он, в отличие от дочки, готов каждый день слушать одну и ту же книжку — «Маша и Ойка» Софьи Прокофьевой.

Среди коллег–ровесников очень люблю Юлю Симбирскую, Настю Орлову, Аню Игнатову, Тому Михееву, Наташу Дубину, Стаса Востокова… многих! Из «учителей» — Михаила Яснова, Сергея Махотина, Марину Бородицкую, Игоря Шевчука … тут тоже можно продолжать бесконечно. И Андрея Усачева, благодаря которому пишу вообще.

Вот что я проверяю Далее в рубрике Вот что я проверяюВ Новгороде закрыт первый в городе McDonald’s Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

06 октября 2014, 16:34
Стихи Галины Дядиной, увы, никогда читать не приходилось, но Андрей Усачев о котором она говорит, на самом деле уникальный человек.
иногда даже кажется, что он не из нашего поколения, а из мэтров советской детской литературы
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»