От Кулибина до болида
Фото: из архивов Кирилла Гончарова

Фото: из архивов Кирилла Гончарова

Руководитель студенческого конструкторского бюро НГТУ Кирилл Гончаров — о современном изобретательстве и экологичных технологиях

В сентябре 2013 года команда студентов НГТУ им. Р.Е. Алексеева из студенческого Конструкторского Бюро «Formula Student» принимала участие в соревнованиях «Formula SAE» в Италии, представив там гоночный болид собственного производства. Этим летом команда «Solar Team» выставила на московскую регату тримаран на солнечных батареях, заняв в итоге первое место. Руководит этими командами заместитель директора Института транспортных систем НГТУ, кандидат технических наук Кирилл Гончаров. Корреспонденту «Русской планеты» он рассказал, каковы перспективах экологичных технологий и есть ли проблемы у современного изобретательства.

– Такие проекты как гоночный болид и тримаран — это больше случайные инициативы, или ко всему всегда шли планомерно?

– В настоящее время в крупнейших вузах страны проекты, ориентированные именно на практику, развиваются очень активно. О проекте «Formula SAE» мы узнали давно, еще в 2009 году, тогда же решили создать студенческое конструкторское бюро «Formula Student» и в его рамках начали проектировать гоночный автомобиль. Завершили его сборку только прошлым летом, то есть работали целых четыре года. А в этом году команда НГТУ под названием «Solar Team» занялась подготовкой к «Солнечной регате», а именно — созданием тримарана. Это очень яркий проект и он, безусловно, дал нам бесценный практический опыт решения сложных технических задач. Несмотря на то, что этот проект реализовали быстрее, чем предыдущий, подготовка тоже шла планомерно. Естественно, без инициативных преподавателей и студентов такие разработки никогда не обходятся. В противном случае они рискуют остаться только на бумаге.

– Почему было решено так активно привлекать студентов к разработкам?

– Изначально проекты «Formula SAE» и «Солнечная регата» — это именно студенческие инженерно-технические соревнования, которые подразумевают создание определенного транспортного средства командой ребят из вузов. Ведь основной смысл таких соревнований заключается в подготовке высококлассных инженеров практическим путем, через ряд проектов. Они, прежде всего, стимулируют студентов к научному творчеству.

– Сталкивались ли вы с какими-либо проблемами во время реализации проектов: технические сложности, финансирование?

– Успех без преодоления сложностей на пути к нему приводит, на мой взгляд, к звездной болезни. Если говорить о проекте «Formula Student», то трудности, конечно, были. Мы столкнулись и с финансовыми сложностями, и с отсутствием или высокой стоимостью некоторых технологий производства. Даже у коллег присутствовало непонимание смысла нашей работы. Но чем ближе мы были к цели, тем больше у нас появлялось поддержки, партнеров, единомышленников. Мы участвовали в конкурсах, выигрывали гранты и находили спонсоров. В проекте «Солнечная регата» нас поставили в сложное положение сжатые сроки до начала соревнований. Необходимо было собрать команду студентов, обеспечить проект средствами и материалами для сборки, найти консультантов, готовых тратить время на студенческую инициативу.

– Были ли разработаны новые интересные технологии, которые могут быть запатентованы?

– В автомобиле «AMIgo» команды «Formula Student» интерес жюри и коллег-инженеров вызывал, прежде всего, ряд систем, созданных руками самих студентов. В отличие от многих «одноклассников», в «AMIgo» большое число узлов и деталей было сконструировано командой, а не приобретено в специализированных магазинах. Это полуавтоматическая система переключения передач с кнопками управления на рулевом колесе, электронная приборная панель — мы отказались от мотоциклетной приборной панели. Были полностью спроектированы педальный узел и выхлопная система. Кстати, мы стали одной из немногих российских команд, прошедших тест на шум с первого раза. Многие отметили необычное для автомобилей «Formula SAE» расположение рулевой рейки не под ногами, а над ногами пилота. Это способствует удобной посадке и быстрому аварийному покиданию автомобиля. Сейчас мы ведем патентный поиск и готовим заявки на патенты.

– Почему прогрессивные технологии не используются при создании серийных отечественных автомобилей?

– Внедрение новых разработок в производство сопряжено с рядом факторов. Например, с экономической политикой и стратегией развития предприятия. У многих инженеров на автозаводах и в других сферах есть багаж интересных разработок, которые просто пылятся на полке.

– Какие вообще, на ваш взгляд, проблемы существуют у современного изобретательства, особенно вне столицы?

– В столице и в регионах мы видим достаточно много умных людей, мозги которых не погрязли в культуре потребления. Это люди могут созидать, творить, создавать что-то новое, что станет полезным и важным для развития самого общества. Стоит только посмотреть на количество патентов на изобретения, публикуемые в специализированных вестниках. Берет гордость за российского изобретателя! Просто мы не всегда можем о них услышать, опять же не каждое изобретение отправляется на серийное производство.

Если же говорить о проблемах изобретательства именно в регионах, то, на мой взгляд, для студенческих проектов — это большая разница в объемах финансирования в столичном регионе и в глубинке. Но и здесь в последнее время происходят изменения к лучшему — объявляются конкурсы, гранты, в которых у всех есть шансы на победу. Для индивидуальных изобретателей сложность зачастую заключается в продвижении своих идей до производства, в защите прав на разработку той или иной технологии.

– Тримаран работает полностью на солнечных батареях. Какое развитие, на ваш взгляд, должен получить этот источник энергии в ближайшее время?

– Объемы электроэнергии, получаемой от солнца, в нашей стране рано или поздно возрастут. Можно сказать, что уже сейчас солнечные панели мы наблюдаем как на объектах общественного назначения: системах обеспечения безопасности на дорогах, при освещении улиц и работе сетей связи, так и в частном домовладении. Например, появляются полностью автономные дома. А это уже серьезная экономия средств.

Если говорить в общем, то сейчас в самых разных областях ведутся работы над тем, чтобы большинство технологий заведомо разрабатывать более экологичными и экономичными. Например, институт транспортных систем НГТУ им. Р.Е. Алексеева совместно с группой компаний «ГАЗ» разрабатывают новую систему применения конструкционных материалов для производства автомобилей с заранее заложенной степенью утилизации по истечении срока службы. Это снижает чрезмерное разнообразие материалов, применяемых при создании автомобиля, повышает экологичность производства и упрощает дальнейшую утилизацию транспортных средств.

– Будете ли вы продолжать участвовать в подобных соревнованиях?

– Да, в июле 2015 года мы планируем выехать на международную солнечную регату «SOLAR 1» в Монако. Изначально мы создавали тримаран исходя из более сложного международного регламента, поэтому нам будет, что показать: судно имеет законченный вид и требует минимальных усовершенствований для такого высокого уровня. Надеемся, что выезд состоится, и мы достойно представим Нижегородскую область на международной арене. Что касается болида, то в настоящее время мы изучаем опыт наших иностранных коллег. Для решения задачи снижения массы мы обратились к технологии вакуумной инфузии углеродного волокна. Уже изготовлены элементы впускной системы, в процессе — глушитель и, возможно, монокок.

Оба эти проекта являются объемными и многолетними, каждый год они требуют финансирования, новых разработок, выездов на соревнования. Чтобы достигать успеха, необходимо уделять им много времени. Если появятся новые проекты, все будет зависеть от желания студентов и молодых преподавателей, способных организовывать и консультировать будущих инженеров. Думаю, мы еще неоднократно удивим Нижний Новгород и Россию. Например, уже сейчас готовится разработка политехников в области повышения проходимости автомобилей, о которой мы скоро заявим.

«Так можно и кошек с собаками запретить» Далее в рубрике «Так можно и кошек с собаками запретить»Нижегородские зоозащитники требуют закрыть дельфинарий в парке им. 1 Мая Читайте в рубрике «Титульная страница» В десятку!Что показали на презентации Apple и насколько это круто В десятку!

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»