«Наша цель — вырастить элиту России»
Фото: Полина Троянова

Фото: Полина Троянова

Чему и как учат в православной гимназии Нижнего Новгорода

1 сентября 2014 года на месте бывшей школы № 150 откроется новая гимназия — православная. В городе это будет уже третье образовательное учреждение такого типа. Православные гимназии уже есть в Нижегородском и Сормовском районах. Обучать своих детей именно в православных школах хотят многие нижегородцы. Конкурс на одно место: от двух до четырех человек. Однако, что представляет собой православное образование и воспитание, понимают не многие. За ответом на эти вопросы корреспондент «Русской планеты» отправилась в Сормовскую гимназию имени Иоанна Богослова.

Школа находится на улице Дубравной, в лесу, в живописном месте рядом с озером. На первом этаже, сразу напротив входа висят иконы. В холле много детей. Маленькие девочки — в бордовых платьицах и черных передничках, девушки постарше — в клетчатых юбках и бордовых пиджаках. Мальчики — в строгих брючных костюмах, чем-то напоминающих форму семинариста. Взгляд у многих слишком уж серьезный.

Меня встречает директор Светлана Морозова.

– В будущем году гимназии исполнится 15 лет, — рассказывает она. — Сначала у нас был только один класс на базе прихода сормовского храма в честь Всех святых. А в 2009 году мы переселились сюда, Раньше здесь была школа № 155.

Гимназия существует на средства Нижегородской епархии. Кроме того, так как она является аккредитованным образовательным учреждением, на ее содержание выделяет субвенции еще и Министерства образования. Денег, кажется, хватает: в гимназии хороший ремонт, чисты туалеты, неплохо оснащенные классы.

– Епархии нелегко содержать гимназии, — продолжает Морозова. — Но Владыка сказал, что у гимназистов должно быть все самое лучшее. По оснащению мы всегда должны идти на шаг впереди. И чтобы воспитание и образование было также на самом высоком уровне. Наша цель — вырастить элиту России. Когда дети еще маленькие, то мальчики мечтают поступить в семинарию, девочки — в женское епархиальное училище. Но старшеклассники в основном планируют получать светские профессии. И мы этому рады, мы хотим, чтобы наши воспитанники работали в разных областях, занимали руководящие должности.

Все преподаватели в школе — люди воцерковленные. Они окончили православные курсы при семинарии. Но так как гимназия работает в соответствии с федеральном законом об образовании, в ней преподают те же предметы, что и в обычных школах.

– Мы не отступаем от программы светского образования, но в гуманитарные науки вводим православный компонент. Например, учитель естествознания говорит не только о научной теории происхождения земли, но и о божественной, — объясняет Морозова.

Во второй половине дня, уже факультативно, изучаются законы православной веры, церковнославянский язык (со второго класса), клиросное пение, латынь (с пятого класса) и греческий язык (с седьмого класса).

– Церковно-славянский — язык общения с Богом, язык молитвы, на нем написана Библия, на нем ведется богослужение. И как же его не изучать, если мы его применяем? — объясняет мне завуч по воспитательной работе, преподаватель церковнославянского языка Елена Кирсанова. — Церковно-славянский язык — это еще и история языка. Изучая его, дети находят внутренние связи, которые помогают им в овладении современным русским языком. Латынь и греческий — основа европейских языков. Важно, что вместе с языками мы познаем не только грамматику — она как раз идет вскользь — но и культуру, историю древних народов. Дети узнают исторические имена, события, древние пословицы.

Учеников в гимназии не много: сейчас всего 114 человек. Параллелей нет, а классы по уставу, небольшие — в каждом из них учиться максимум 17 человек. Такое количество детей, как утверждают в гимназии, позволяет обучать каждого из них практически в индивидуальном порядке. Качество образования, таким образом, растет.

В то же время, желающих учиться Сормовской православной гимназии не мало. На одно место могут претендовать и три, и четыре человека. Детей выбирают, часто, по родителям.

– Не обязательно это должны быть глубоко верующие, воцерковленные люди, но желание жить жизнью церкви у них должно быть, — объясняет Морозова. — Часто родители не совсем осознают, в какое учреждение приводят своих детей. Их привлекают уютная обстановка, небольшие классы. Но то, что эта школа именно православная, они забывают. Поэтому на этапе знакомства с родителями важно выяснить, искренен ли человек в желании постигать православную веру.

В гимназию часто приходят семьи, не до конца понимающие, что значит жизнь в православной традиции. Родители в них вместе с детьми узнают о церковных праздниках, начинают поститься, регулярно посещать церковь, совершать таинства. Светлана Морозова убеждена: если готовности и желания к таким переменам нет, отдавать ребенка в православную гимназию не стоит. Не найдя поддержки в семье, ребенок начнет отторгать предложенный ему образ жизни. Были случаи, когда родители переводили детей в другую школу.

– Классическая гимназия, на мой взгляд, лучший вариант для воспитания девочки, — уверена мама одной из первоклассниц. — Вы, наверное, видели, какие дети тут ходят, ухоженные, вежливые. Никто из старшеклассниц не накрашен. Дочь растет и видит перед собой положительный пример учителей и старших девочек. Конечно, нашей семье, было непросто подстроиться под православный образ жизни. Это большая ответственность. Бывает, хочется, скажем, на дачу уехать в выходные или поспать подольше, а надо на службу идти.

На перемене в гимназии шумно, но никто не бегает, не толкается и даже не кидается портфелем. Здесь дисциплина. Есть и специально разработанные наказания. Например, если ребенок, скажем, опаздывает к утренней молитве, то духовник может наложить послушание. Ученик остается в церкви после воскресной службы и делает посильную работу. Недавно ввели новое наказание — сажать провинившегося за «Духовный цветник». Это книга, в которой собраны высказывания святых отцов. Гимназист находит высказывание на ту провинность, которую он совершил, и переписывает его каллиграфическим почерком. Для старшеклассников это непросто, так как почерк уже далеко не такой, как у первоклассника.

В каждой школе, как правило, есть и трудные дети, и бунтари. Но, как утверждает Морозова, в гимназии подобных трудностей удается избежать.

Конечно, дети растут, и подростковые проблемы у них возникают. Например, учился ребенок хорошо, а потом вдруг перестал. Выясняем, в чем причина, работаем вместе с родителями, но откровенных хулиганов у нас нет, — резюмировала директор.

«Хобби у меня за окном стоит — трактор» Далее в рубрике «Хобби у меня за окном стоит — трактор»Корреспондент «Русской планеты» провела один день с пожарным из Горбатова, спасшим из огня бабушку и ее годовалого внука Читайте в рубрике «Титульная страница» В десятку!Что показали на презентации Apple и насколько это круто В десятку!

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»