«Никогда не подозревали в казнокрадстве»
Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Фото: Юрий Сомов / РИА Новости

Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде. Фото: Юрий Сомов / РИА Новости

Корреспондент РП выясняла, где могут находиться останки Козьмы Минина

Великий патриот и гражданин России, Спаситель Отечества — так называют Козьму Минина, который вместе с Дмитрием Пожарским руководил народным ополчением 1611–1612 годов, освободившим Москву от иноземных захватчиков во время польской и литовской интервенций. Он призвал земляков-нижегородцев собрать деньги на формирование ополчения, чтобы пойти и выкинуть врага из Златоглавой. По преданию, и сам он отдал треть имущества на это благое дело, в том числе драгоценности жены и серебряные оклады с икон.

О жизни Козьмы Минина известно очень мало, а о его смерти — еще меньше. В народе поговаривают, что в его гробнице — кости ребенка, а в Википедии значится, что «в могиле на территории Кремля лежит совершенно иной прах». Кто лежит под плитой с надписью «Козьма Минин» и где настоящие останки легендарного героя-нижегородца, одного из главных организаторов ополчения, выясняла «Русская планета».

Студент со свечкой

Поиски останков Минина мы начали с Нижегородской государственной областной библиотеки имени Ленина, где в отделе периодики обнаружилась весьма интересная информация. Так, в газете «Нижегородская коммуна» от 9 октября 1929 года есть статья под названием «Вскрытие гробницы Минина».

«6 октября представителями Нижегородского Истпарта и Краймузея было произведено вскрытие гробницы Минина на месте разобранного кремлевского собора, — сообщает издание. — В склепе были обнаружены сгнившие доски гроба. В нем оказались — развалившиеся части детского черепа, несколько детских ребер, нижняя детская челюсть. Черепа взрослого человека не было, не хватало большинства костей скелета взрослого человека. Бедренных костей было три. Все кости валялись в беспорядке». Дело в том, что останки Минина неоднократно переносились из собора в собор. «По-видимому, часть останков при перенесении растеряли и вынуждены были заменить их первыми попавшимися под руку частями скелета. Этим объясняется и находка костей детского скелета, — считает автор публикации. — Точно такое же содержимое гробов было и при вскрытии гробниц весной текущего года в том же соборе».

Вскрытая в 1929 году гробница Минина . Фото предоставлено Центральным архивом Нижегородской области

А вот еще один источник. «В 1929 году в Нижегородском кремле прогремел взрыв: на воздух взлетел Спасо-Преображенский собор, в котором находился склеп Кузьмы Минина. Все захоронения были уничтожены. Все, кроме одного. Перед взрывом спецкомиссия во главе с заведующим нижегородским партийным архивом С. Богодиным изъяла из храма все ценности. Пролетарии подошли к саркофагу, где согласно надписи должны были храниться останки Минина. Гробница оказалась открытой, а ее тяжелая крышка валялась рядом в куче щебенки и битого кирпича. Кто-то заглянул внутрь. Гробница была пуста», — повествует «Нижегородский рабочий» в № 179 от 05.11.2009 г.

Далее рассказывается о двух версиях, которые бытовали среди нижегородцев. По одной из них «кости, покоящиеся в ящике, принадлежали не одному человеку, а троим. Все скелеты были неполными, не хватало костей ног и таза. Вероятно, из-за частых переносов и перезахоронений останков некоторые из костей Минина оказались утраченными. Эксперт заключил, что кости принадлежат Кузьме Минину, его сыну Нефеду и пережившей мужа на 30 лет жене Минина Татьяне. Оказалось, что все трое были погребены в одном семейном склепе».

Еще более необычна вторая версия, отсылающая нас к другой публикации этого же издания в номере от 16 октября 1992 года. Там был опубликован очерк нижегородского писателя Валерия Шамшурина «Человек с большой буквы». В нем рассказывается о неком студенте-первокурснике, который под покровом ночи «выкрал прах Кузьмы Минина и долгие годы хранил их в мешке в своем сарае». Якобы писателю поведал об этой истории один нижегородский актер, а тому — сам этот студент.

Действие происходит в 1929 году. До студента Николая Барсукова доходят слухи о предстоящем сносе Спасо-Преображенского собора в кремле. Он решается спасти останки Минина. Со свечой и мешком ночной спаситель пробирается к гробнице. «В тусклом отблеске свечи Николай различает покрытые пылью кости. Парень осторожно начинает вынимать их и укладывать в мешок. Наконец он поднимается с колен и выходит из Божьего храма, унося с собой в темноту ночи останки брошенного и забытого своими потомками славного нижегородского гражданина. Долгие годы Николай Барсуков хранил эти кости в своем сарае, благо его семья проживала во флигеле краеведческого музея», — повествует издание. По окончании университета Барсуков устраивается работать в краеведческий музей, в который и передает прах Минина на сохранение. До 1962 года эти останки хранятся там, а потом помещаются в Михайло-Архангельский собор кремля.

Вскрытие покажет

После посещения библиотеки корреспондент РП отправилась в Комитет по делам архивов Нижегородской области.

В руках руководителя комитета Бориса Пудалова — акт вскрытия предполагаемой гробницы Козьмы Минина в кафедральном Спасском соборе. Его составлял нижегородский архивист Иван Вишневский, один из последних историков дореволюционной школы. Приводим отрывки этого документа.

Вскрытие гробницы Минина в 1929 году. Фото предоставлено Центральным архивом Нижегородской области

«6 октября 1929 года тройкой: мной, Вишневским И. И., Богодиным С. И. и Евстифеевым А. Я. было сделано вскрытие гробницы глухого склепа Козьмы Минина, после сломки Кафедрального спасского собора в Нижнем Новгороде при случайном присутствии архитектора-строителя дома Советов т. Медведева и одного из пожарников — Кротков. Когда при ударе ломом начался звук пустоты, т. Медведев произнес: «Близко свод». Действительно, скоро обозначился свод, пробили небольшую скважину, просунули свернутую рогожу, развернули ее в склепе и покрыли содержимое, после такой операции с особым подъемом сил (до этого очень долго копали, лом всем наворотил руки) принялись расширять скважину, чтобы свободно извлечь содержимое склепа, вынули все, завернули в рогожу и к 5 часам вечера снесли в помещение истпарта, во дворце Крайисполкома».

– 7 октября состоялось определение того, что оказалось в могиле, считавшейся Мининской, — рассказывает РП Борис Пудалов, руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области, действительный государственный советник Нижегородской области I класса, кандидат филологических наук. — Все это фиксировалось актом, который затем был передан в музей. Сохранились и фотографии, сделанные во время раскопок. На обороте одной из них рукой Вишневского написано: «Вскрытие бывшей гробницы в Кафедральном соборе, в Кремле, Козьмы Минина — оказался один поповский обман». Так что все было задокументировано: Вишневский был очень хорошим архивистом.

Как отмечает Вишневский, в могиле были обнаружены:

«1. Черепные кости детские, челюсть с непрорезавшимися коренными зубами, ребра, три позвоночника и локтевая кость — тоже детские.

2. Три бедренные кости взрослого человека, одна из них сломанная, крестец, позвонок шейный, ключица — тоже взрослого человека.

3. Несколько обломков костей, не поддающихся определению».

И еще одна выдержка из Вишневского. «После вскрытия официальной могилы Козьмы Минина пришел к полной уверенности, что я был прав, когда настаивал сохранить богатырский костяк, в дубовой колоде, тоже в склепе, в углу Скорбященской церкви — тут было два погребения. Я и думал — одно Козьмы Минина, а другое его сына Нефеда», — делает вывод ученый.

Пытались доказать, что он крещеный татарин

Правда, сам Борис Пудалов, архивист с 30-летним стажем, автор множества трудов по истории Поволжья, в том числе и в Смутное время, с этой версией не согласен. Нефед был московским дворянином и умер в Москве. Зачем бы его стали сюда везти? Это слишком шаткая версия, отмечает он.

Одно время горячо спорили по поводу места рождения Козьмы Минина — из Балахны он или из Нижнего Новгорода. Потом пытались доказать, что он крещеный татарин.

– Мы, архивисты, работаем с документами. А факты — вещь упрямая. Никаких документальных источников, где говорилось бы о том, что Кузьма Минин — инородец, нет. Зато в нашем распоряжении есть синодики, в которых упоминаются предки и родственники Кузьмы Минина. Все они были русские, очень религиозные люди, с давними православными традициями. Это летопись может иногда слукавить, поминальные же книги (Синодик — церковная книга записи имен умерших для поминовения во время богослужения — Примеч. авт.) — никогда. А еще была «утка» о том, что якобы во время сбора денег для ополчения, всем, кто отказывался жертвовать, отрубали кисть руки. Это тоже не соответствует действительности.

– Я даже знаю, кто конкретно распространял эту чушь, ничем не подкрепленную, — продолжает Борис Пудалов. — А вообще, знаете, был такой казачий атаман Мишка Баловень, который в 1615 году пытался поднять мятеж в Москве. Историки и архивисты заинтересовались, что с ним сталось потом. Оказалось, его повесили. Так сохранилась «отпись», говоря современным языком, квитанция об оплате веревки, на которой его «вершили». Отыскали и свидетельство племянника Мишки, который упоминает о том, что сталось с его дядей. А вот насчет отрубленных рук нет упоминаний ни в одном документе.

Современная гробница Минина. Фото: niann.ru

Доподлинно известно, что Козьма Минин — торговец мясом, нижегородский посадский человек. Все остальное — вымысел. А вот начиная с 1911 года о Минине гораздо больше сведений. К примеру, доподлинно известно, что сам Пожарский выбирал себе «заместителя». Тогда у Минина и появляется интересная должность, которой ни до, ни после него ни у кого больше не было: выборный человек всею землею. А самое пикантное, о чем, по словам Пудалова, не принято говорить, до прихода на Москву они должны были выбрать царя. Источники на этот счет однозначны. И Пожарский, и Минин были сторонниками того, чтобы позвать в цари… шведского принца.

Интересно и то, кто на самом деле был в ополчении, помимо собственно русских.

– У нас любят перечислять: марийцы, чуваши, мордва… На самом же деле в составе ополчения были западно-европейские, так называемые, служивые иноземцы, — отмечает Пудалов. — Известно, к примеру, что там был англичанин — ярый католик со своим отрядом: он сбежал из Англии из-за того, что там католицизм начали притеснять. А еще были немцы, поляки, лифляндцы, двое испанцев, француз.

В Гохран, за шубой

По утверждению Бориса Пудалова, сведения о Козьме Минине в Википедии большей частью не соответствуют действительности. Встречаются и опечатки. К примеру, написано, что Минин умер в «казакских местах». Во-первых, не казакских, а казанских. А во-вторых, и это не совсем верно.

– Сохранилась разрядная запись. Это правительственная хроника о назначениях должностных в составе государева двора и поручениях, которые им давались. Там сообщалось, что Кузьма Минин умер в 1616 году, в пути, возвращаясь из Казани, где он работал в составе думской комиссии во главе с боярином Григорием Ромадановским. В Казани восстали черемисы, — рассказывает архивист. — Комиссия в составе боярина Ромадановского, думного дворянина Кузьмы Минина и еще ряда видных чиновников того времени прибыла из Москвы для того, чтобы разобраться, в чем там дело. Ромадановский — это участник событий Смутного времени, очень авторитетный боярин. Минина же и представлять не нужно. Кроме того, он был очень хороший переговорщик, житейски мудрый человек. Это и предопределило включение его в состав комиссии.

Кстати, Минин — единственный финансист в России, которого никогда не подозревали и не обвиняли в казнокрадстве. Уникальный случай. Между тем, сразу же после избрания Михаила Романова ему доверили сокровища царской казны разворованные — гохран, выражаясь современным языком.

– Несколько лет назад нашелся весьма любопытный документ, который обнародовала российский историк Нина Голикова, доктор исторических наук. Это челобитная — прошение жены купца из Великого Новгорода. Там была купеческая династия Андроновых, один из которых, Федька, сотрудничал с поляками и участвовал в разворовывании сокровищ царской казны. У него был старший брат, который жил в Великом Новгороде. Когда Федьку схватили, его брат, памятуя все репрессии Ивана Грозного, бросив все, дернул в направлении западной границы. Жена же его осталась одна с тремя детьми, без средств к существованию. Она прибыла в Москву просить защиты, где ее обобрали казаки, сняли шубу и раздели чуть ли не до исподнего. А дело было зимой. И она обратилась, как ни странно, за помощью к Кузьме Минину. И вот представьте себе картину: приходит женщина, родной брат мужа которой — изменник Родины и вор в особо крупных размерах, грубо говоря, в управление казначейства и просит там одежду. Другой бы выгнал, а Минин не только выслушал, но и помог. Этот инцидент упоминается в челобитной.

– У нас нет никаких оснований предполагать, как это иногда звучит в публицистике, что Минину «помогли» умереть. В документах нет ни малейших намеков на столкновение интересов между членами комиссии, тогда как вообще в разрядных записях часто попадаются сведения о местнических спорах. Есть предположение, что он умер в Нижнем Новгороде. Однако документ не содержит упоминания об этом. Похоронен он был, если верить местному преданию, в приходе церкви, рядом с которой он жил в Нижнем Новгороде. В 1640-е был построен Спасо-Преображенский собор, куда и были перенесены останки Козьмы Минина. Этот собор потом был снесен и построен новый. Отмечу, что до 1929 года перезахоронения Минина вообще не документировались.

Тайна «черного ящика»

– Что же касается истории со студентом, который якобы спас останки Минина перед взрывом собора, никаких документальных подтверждений у нее нет. Более того, я знаю, кто пустил эту «утку». Есть еще документальное свидетельство старейшего нижегородского краеведа Игоря Кирьянова. Он свидетельствует о том, что останки Минина хранились в музее в специальном опечатанном ящике. То есть доложить туда что-то или вынуть было невозможно.

– Он был захоронен где-то у приходской церкви, а примыкающий к приходской церкви участок, где обычно хоронили — это крохотный «пятачок». Соответственно, умерших «тыкали» друг на друга. А когда останки переносили, старожилы должны были показать место захоронения. А там уж — что там захватили, то и захватили, — считает Борис Пудалов.

Согласны с этим и авторитетные нижегородские археологи. Известны случаи, когда кладбища XVII века располагались прямо на кладбищах XIV века. При этом захоронения происходят небрежно: разрывается могила и прямо внутрь ее, разрывая и раздалбливая все, кладется новый костяк. Так могло получиться и с Кузьмой Мининым.

– Покойников хоронили в гробах, дощатых или долбленых. Практика такова, что по прошествии определенного времени разрешается делать новое захоронение поверх уже существующего. Как, в принципе, и сейчас, — рассказала РП Татьяна Гусева, опытнейший нижегородский археолог, кандидат исторических наук, доцент, директор ООО «Археологическая служба». — Маленьких детей тогда также хоронили на прицерковных приходских кладбищах. В то время и сам город делился, условно говоря, на микрорайоны по церквям. Это позже, в конце XVIII века, из-за эпидемии чумы Екатерина издала указ, чтобы покойников хоронили на кладбищах на окраине, а не внутри города. Гробы быстро истлевали. При раскопках некрополей XVI и XVII веков, к примеру, выяснилось, что они не сохранились. Кости все перемешаны. Но даже если бы все кости были бы в полной сохранности и лежали в анатомическом порядке, что бы это дало? Антропологи по костям могут определить пол, возраст, возможно, заболевание, если оно отображается на костях. Но и только.

– Вы спрашиваете: где сейчас кости Минина? Я уверен абсолютно точно: они лежат в нижегородской земле, — резюмирует Борис Пудалов. — Точнее, на территории Нижнего Новгорода в его границах XVII века. Это все, что я могу сказать. И потом: так ли уж важно, чьи останки лежат в Кремле? Дань уважения к Кузьме Минину заключается ведь не в том, чтобы приносить цветы на его могилу. В понимании религиозного человека того времени почитание умершего — это поминальная молитва и литургия.

Дом с конюшнями и кот на фасаде Далее в рубрике Дом с конюшнями и кот на фасадеКак уличные художники преобразуют городскую среду в Нижнем Новгороде Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»