Дом с конюшнями и кот на фасаде
Фото: со страницы фестиваля «Новый Город: Древний» в Facebook

Фото: со страницы фестиваля «Новый Город: Древний» в Facebook

Как уличные художники преобразуют городскую среду в Нижнем Новгороде

Второй год подряд нижегородские уличные художники становятся экскурсоводами и рассказывают не только о самых интересных работах на улице, но и о городе, и людях, которые в нем живут. За каждую экскурсию отвечает конкретный художник, который составляет маршрут по наиболее знакомым и близким ему местам-работам. Экскурсии не являются регулярными — каждая из них уникальна и составлена таким образом, чтобы минимально повторять программу других маршрутов. Таким образом, при особой жажде знаний можно не бояться посетить все маршруты — даже точка старта у каждой экскурсии своя, в зависимости от того, куда художник поведет свою группу.

Каждый маршрут имеет свое философское содержание и, пожалуй, главным открытием для посетителей экскурсии становится то, что, гуляя с художником по улицам города, узнаешь не столько о самих объектах стрит-арта, сколько о том, как эти объекты сосуществуют вместе с городом. «На Ульянова тихо» — так называлась последняя в серии экскурсия. Свое название она получила потому, что улица Ульянова, некогда называвшаяся Тихоновской, сегодня является одной из самых тихих улиц оживленной центральной части города.

– Мой интерес к уличному искусству начался со случайно увиденного объекта, — рассказывает жительница Нижнего Новгорода Наталия Кабанова. — С тех пор меня не покидало желание пройтись по городу и посмотреть — что у нас еще есть. Начала искать карту объектов стрит-арта, которая как-то однажды попадалась мне на глаза. И вот уже в поисках этой карты я наткнулась на объявление о серии экскурсий — это значительно интереснее и удобнее самостоятельных поисков объектов по карте.

А было что-то особенно впечатлившее на экскурсиях?

– Меня впечатлила улица Ульянова. Своей патриархальностью, а еще наличием едва ли не картинной галереи на территории местной психиатрической больницы. Если говорить о домах, то больше всего удивила роспись первого кооперативного дома. Он словно бабушкина салфетка расписан кружевом и изречениями из «Исповеди» Августина Блаженного. В этом доме живут потомки известных в городе людей и художники, рисовавшие на доме, много общались с ними в процессе работы.

Эскиз рисунка на первом корпоративном доме: ул. Нестерова, 35. Со страницы фестиваля «Новый Город: Древний» в Facebook

Спустя некоторое время после начала маршрута, главная его идея становится ясна — это путешествие по улицам и зданиям, находящимся на них. Это путешествие, рассказывающее о том, что происходит со всеми этими зданиями сейчас — какие-то из них собираются сносить, а другие не первый год обещают восстановить, многие из них расселены и заброшены, а некоторые охраняются как памятник истории. Это путешествие, рассказывающее о жителях этих зданий — тех, кто не хочет оставлять свой дом и болезненно реагирует на меняющуюся действительность и тех, кто в ответ на комплементы их исторически значимому жилью предлагают попробовать пережить зиму в доме, где время и развитие бытового прогресса остановились.

В анонсе к экскурсиям организаторы отмечают: «Яркая особенность нижегородского стрит-арта — рисование на деревянных домах, реакция художников на изменяющийся облик города, которую часто называют “нижегородской школой” в уличном искусстве». И эти слова оказываются невероятно точными. Экскурсии по уличному искусству рассказывают именно о реакции на изменяющийся облик города — реакции художников и реакции жителей города.

Организатор серии экскурсий и фестиваля уличного искусства Артем Филатов о своем деле говорит так:

– На самом деле в стрит-арте значительно больше от слова «стрит», чем от слова «арт». Важнее не умение рисовать, а посыл. Очень часто объектами уличного искусства становятся именно надписи — художники намеренно выражают свои мысли именно текстом. Это закон восприятия — буквы всегда «выхватываются» взглядом лучше, чем визуальные образы. Не каждый станет разглядывать рисунок и искать в нем скрытый смысл, вложенный автором. А вот слова, предложения или стихи может прочитать каждый. И понять может каждый.

Артем, экскурсии и фестиваль «Новый Город: Древний» тесно связаны. Расскажи немного о последнем.

– Действительно, часть работ, вошедших в маршруты экскурсий, нарисованы в рамках этого фестиваля. «Новый Город: Древний» впервые прошел в Нижнем Новгороде в прошлом году. Тогда художники из Москвы, Казани и Челябинска создавали работы на торцах жилых домов. Как и в этом году, мы принимали от жильцов заявки на роспись их дома, общались с ними.

В этом году что-нибудь изменилось? Что станет итогом фестиваля?

– Мы немного переосмыслили главную задачу фестиваля, собрали больше информации об истории домов, об их жителях. У многих из них мы брали развернутые интервью. Это очень интересно, и по итогам фестиваля мы надеемся выпустить книгу о домах и тех, кто в них живет.

Фото: со страницы фестиваля «Новый Город: Древний» в Facebook

В этом году жители города подали более 40 заявок для того, чтобы именно их дом был расписан художниками. В итоге было отобрано 7 домов, которые 9 художников из России и Израиля будут расписывать с 20-х чисел июня по конец августа. План уже составлен: на доме по улице Нестерова, 35, первом кооперативном доме, уже нарисованы белые кружева, на доме по улице Короленко, 13, «доме с конюшнями», размещаются импровизированные конюшни и изображение конюха. Дом в стиле модерн по улице Алексеевской, 23 украсит лодка, нарисованная в монохромном цвете. На доме бывшей каретной мастерской по улице Добролюбова, 22 появится «ювелирное украшение» — окна, решетка и кондиционер заменят драгоценные камни. Парный дом инженера Ростислава Алексеева, находящийся в окружении множества деревьев, по улице Ульянова, 45А, будет дополнен еще большим количеством цветущих деревьев. В рамках фестиваля будет расписан только один дом из заречной части Нижнего Новгорода, в Ленинском районе по улице Гончарова, 8. На фасаде здания появится изображение кота, который «водрузил на себя архитектурное бремя» и несет его.

Помимо жильцов домов необходимо согласование работ с администрацией или еще какими-то структурами?

– Администрация является последним этапом согласования работ. Гораздо важнее мнение жителей домов, которые мы собираемся расписывать. Теоретически с точки зрения закона любые изображения на улице являются вандализмом или порчей имущества. На практике же все не так строго, и в городе есть места, где художники могут чувствовать себя спокойно. Художники рисуют в основном на старых домах, потому как, во-первых, на новых строениях и места для творчества нет, а во-вторых, старые (и, как мне кажется, значительно более красивые) дома художник точно не сможет испортить, а вот сделать лучше может вполне.

Можно ли сказать, что каждый город имеет свое лицо с точки зрения уличного искусства, или же все зависит от конкретного художника?

– Можно! Уличное искусство в каждом городе свое. Например, в Нижнем, как мы уже говорили, часто рисуют именно на дереве. И вообще историческая часть города, в которой обычно работают художники, похожа скорее на большую деревню. Все друг друга знают и отношение друг к другу соответствующее. А также к жителям домов и самим постройкам. Спрашивать разрешения разрисовать дом у его жителей — это традиция. Часто были случаи, когда за время работы над рисунком художник настолько много сближается с жителями, что оставляет у них в квартире краски на ночь, а после приходит проведать.

Нижегородское уличное искусство часто выделяют. За последние пять-семь лет в городе сложилась группа художников, которую сегодня принято называть школой. Это молодые ребята, которые прошли путь от традиционного граффити до собственного самобытного стиля. В Нижнем Новгороде всегда были энтузиасты уличного искусства — один из первых русских журналов о граффити Urban Roots появился именно здесь. Художники говорят, что сам город располагает к рисованию: жители настроены очень лояльно, много старых, разрушающихся и выселенных домов, длинных синих заборов. Первая выставка нижегородских уличных художников прошла в 2009 году, многие из участников тогда еще были школьниками. Теперь же Нижний Новгород разрисован очень плотно. Нижегородцы делают это тихо, без лишнего шума, с охотой сотрудничая с городскими властями.

– Нижегородскую школу можно и нужно выделять, — отвечает на мой вопрос о городских творцах Ульяна Горбунова, представитель галереи современного искусства «ТОЛК», — а больше всего из нижегородских уличных художников я люблю команду «ТОЙ». Все видят их теги (надписи с названием объединения), а рисунков не замечают. А если рисунки и видят, то не верят, что это «ТОЙ», потому что уже привыкли ненавидеть их за эти самые теги. А они — честные, искренние, смешные, ироничные. Самоирония — едва ли не важнейшее качество для художника, как мне кажется.

Ульяна, а можно ли сказать, что уличные художники руководствуются теорией малых дел?

– Наверное, да. Уличные художники не зря так называются — они творят в общественном пространстве. Это само по себе уже — дело. Рисунок за рисунком они превращают привычное безликое пространство в подобие «дома». Меняя привычные для прохожих стены, художники заставляют людей обращать внимание на то, что их окружает. Улица — это не только пространство для перемещения из точки «а» в точку «б». А рисуя на старых домах, художники обычно контактируют с жильцами. То есть это отнюдь не ночное хулиганство, а именно что взаимодействие рисунка и окружающего пространства, художника и жителей. Это тоже очень важно.

Фото: streetartnn.ru

За время существования культуры стрит-арта в Нижнем Новгороде у городских структур успело сложиться мнение касательно деятельности художников. И взаимодействие художников с этими структурами еще теснее связывает стрит-арт с городом.

– Я бы сказал, что уличное искусство — это не решение проблем, связанных с обликом города, а скорее очень активный стимул к их решению, — рассуждает о роли стрит-арта в городском пространстве Виталий Зюков, глава отдела по связям с общественностью Национальной Ассоциации ЖКХ. — Потому как такое искусство мощно воздействует через визуальный канал на людей. Сначала люди видят, как изменилось здание, интересуются, а потом задумываются: оказывается, все может выглядеть по-другому. Оказывается, неприглядное здание может выглядеть красиво и даже содержать в себе некую логическую загадку. Влияние уличного искусства на облик города только положительное.

А где, на ваш взгляд, проходит грань между вандализмом и «полезным» уличным рисованием?

– Когда некий рисунок или надпись на стене изображаются человеком с целью отметиться, показать, что это моя «работа», это я сделал, то такие действия будут скорее вандализмом, нежели чем-то еще. Даже если такое изображение сделано анонимно, художественной или эстетической ценности оно не имеет. А вот когда изображение продумано, когда подобранны краски, не конфликтующие между собой, когда нарисованное выглядит органично, приходится к месту — это уже искусство. И пусть даже на работе стоит автограф автора — это совершенно нормально. Подобные изображения гармонируют с окружающим ландшафтом. 

«Спокойно простоят еще сто лет, если построены на совесть» Далее в рубрике «Спокойно простоят еще сто лет, если построены на совесть»Нижегородские эксперты рассказали РП о дальнейшей судьбе городских хрущевок Читайте в рубрике «Титульная страница» В очередь…Дмитрий Дюжев позволил себе неосторожные высказывания о культурном уровне отечественных зрителей и был обвинен в унижении достоинства россиян В очередь…

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»