Догнать и перегнать автобус
Трамвай на улицах Нижнего Новгорода. Фото: Сергей Жульев.

Трамвай на улицах Нижнего Новгорода. Фото: Сергей Жульев.

Как будет развиваться городской трамвай в Нижнем Новгороде

В год своего 120-летия нижегородский трамвай переживает подъем. Разработаны новые маршруты, по которым вскоре будут курсировать недавно купленные новые составы. Но решатся ли проблемы, которые привели знаменитый городской электротранспорт в упадок?

Нижний Новгород исторически расположен не очень удобно. Одно дело — былые века, когда окраина города находилась в районе современной площади Свободы, а все коммуникации осуществлялись преимущественно по воде. Другое — времена нынешние, когда город замысловато растянулся вдоль Оки и Волги на многие километры и число автомобилей на дорогах стало исчисляться десятками тысяч. Нескончаемый транспортный поток из нагорной части города в заречную каждый день формирует пробки не только на мостах и подъездах к ним, но и на узких улицах центра города. Революционным для городского транспорта стал 2012 год, когда была открыта первая станция метро в верхней части города (на площади Горького). Помимо этого были запущены новые транспортные магистрали и развязки в районах Московского вокзала и площади Лядова, позволяющие за считанные минуты добираться с некогда страдающих от пробок улиц Белинского и Горького до Московского шоссе. Именно тогда было заявлено, что, решив вопрос с метрополитеном, администрация города возьмется за трамваи.

Будущее трамвайного движения в Нижнем Новгороде в последние годы казалось крайне унылым. Кульминацией упадка стал демонтаж путей с проспекта Ленина. Жители близлежащих домов даже одобрили этот разгром: круглосуточный шум вагонов под окнами доставлял им серьезные неудобства, помимо постоянных вибраций от линий метро низкого заложения. Тогда впервые заговорили о том, что, возможно, серьезные изменения коснутся и маршрутов в центре. В этом контексте упоминался главный маршрут — №2 (городское кольцо). Весь его путь проходит по оживленным и довольно узким (2-3 полосы) улицам исторической части города, где и без того движение затруднено. Постоянные поломки составов советского производства и ДТП с участием трамваев порой парализовали движение. Много говорилось и о том, что от трамвайных вибраций страдают памятники архитектуры, что они вредят мостам, и по этой причине пути со старейшего нижегородского моста — Канавинского — тоже убрали. После этого нижегородцы всерьез задумались о том, что, вероятно, вскоре движение трамваев в городе прекратится совсем.

Однако нынешним летом глава администрации города Олег Кондрашов заявил, что убирать трамваи с улиц не будут, а наоборот — решат вопрос в пользу старейшего в России нижегородского трамвая. В ходе выездного совещания на МП «Нижегородэлектротранс» 9 июля Кондрашов отметил, что подвижные составы обновляются уже в течение двух лет, и сейчас в городе эксплуатируется 20 новых трамваев. И их число вскоре существенно увеличится. Частые поломки, таким образом, должны прекратиться. Кроме того, схема движения должна стать более практичной. Уже на этом совещании было объявлено о скором создании двух новых маршрутов. Первый соединит аэропорт Стригино и автозаводскую станцию метро «Парк Культуры», он позволит заметно сократить время в пути от аэропорта до Московского вокзала и центра города. Второй — «платформа Мыза — Ольгино» — позволит соединить два удаленных района нагорной части, где давно существует проблема автобусного сообщения. Стоимость строительства новых путей составит 800 млн и 1 млрд рублей соответственно.

Таким образом власти намерены решить главные проблемы нижегородского трамвая. Во многих странах Европы и Азии развитие электротранспорта из года в год лишь набирает обороты и нигде не сталкивается с вопросами разрушения дорожного покрытия, излишним шумом и пробками. Для этого трамваям выделяются отдельные линии, по которым состав может передвигаться быстрее и не в ущерб скорости автомобильного потока. Современный трамвай может быть намного комфортабельнее, быстрее и безопаснее любого автобуса (а уж тем более маршрутного такси, столь популярного в Нижнем Новгороде). Что касается негативного воздействия трамваев на жилые дома и памятники архитектуры, то и здесь еще необходимы серьезные исследования. Как заявил корреспонденту «Русской планеты» начальник отдела электротранспорта департамента транспорта и связи Нижнего Новгорода Андрей Сергеевич Шалавин, «жалобы на вибрации трамваев от жителей хоть и поступают, но после проверок Роспотребнадзором и экологическими службами претензий от этих организаций ни разу не было».

Обсуждая демонтаж трамвайных путей с мостов, общественность сходится во мнении, что с запуском метро дополнительных путей соединения двух частей города больше не требуется. И если когда-нибудь рельсы будут убраны и с Молитовского моста, то самый экологичный транспорт Нижнего Новгорода будет формально разделен на «нагорный» и «заречный».

Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»